Все больше автолюбителей интересуются старыми автомобилями не как средством передвижения, а как объектом для вложения капитала. Но выбрать "инвестиционный" автомобиль далеко не просто, со временем он может принести своему владельцу как прибыль, так и убытки. Какую же модель можно сегодня считать выгодным капиталовложением?
Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты Dow Jones опросили коллекционеров и оценили сотни автомобилей. Им удалось составить собственный список из 50 наиболее популярных машин. При этом отбирались достаточно распространенные автомобили, которые можно более-менее легко купить и продать частным образом либо на аукционе. Рост цены за последние пять и 10 лет оценивался на основании данных Национальной ассоциации автомобильных дилеров США.
Чтобы оценить инвестиционные перспективы машин, были опрошены десятки экспертов, включая членов автоклубов, оценщиков, реставраторов, страховщиков, сотрудников музеев. Их мнения позволили выставить автомобилям рекомендации, соответствующие традиционным рекомендациям по ценным бумагам: "покупать" (цена будет расти), "держать" (цена соответствует ожиданиям экспертов, но они считают, что возможности для роста сохраняются) и "продавать" (потенциал роста цены отсутствует).
Эксперты советуют покупать автомобили в хорошем состоянии, хотя они стоят дороже. Экономия может выйти боком, ведь предугадать стоимость последующего ремонта или восстановления машины практически невозможно.
Цена автомобиля зависит от формы корпуса, внешнего вида автомобиля, а также от его технических характеристик, например типа и мощности двигателя и т. п. Многое зависит и от личных пристрастий коллекционеров. Например, в ходе опроса выяснилось: покупатели стали терять интерес к классическим моделям — Duesenberg, Packard и другим автомобилям класса люкс, выпущенным до Второй мировой войны. Причина в том, что сегодня уже не так много коллекционеров, которые помнят эпоху 1920-1930 гг., когда подобные автомобили можно было увидеть на улицах городов. В итоговом списке Dow Jones оказалось только пять автомобилей этого периода, но лишь седан Chrysler Airflow 1934 года выпуска, по мнению экспертов, имеет шанс вырасти в цене. Поскольку сегодня тон на рынке задают представители послевоенного поколения бэби-бумеров, в большем почете оказались автомобили послевоенного производства. Коллекционеры приобретают и восстанавливают не только модели 1950-1960 гг., но и те, что были выпущены значительно позже, например Ferrari и DeLorean 1980-х гг., а также AMC Pacer и Ford Pinto 1970-х гг.
Нужно заметить, что нынешняя стоимость автомобиля ничего не говорит о его инвестиционной привлекательности. Например, среди автомобилей в списке Dow Jones есть модели как за несколько тысяч, так и за несколько сотен тысяч долларов. Самый дорогой в списке — автомобиль Duesenberg J 1931 года выпуска ручной сборки — в течение многих десятилетий был королем рынка. Сейчас машина в идеальном состоянии стоит $780 000, но за последние 10 лет она уже упала в цене на 36%, и, по мнению экспертов, ситуация вряд ли изменится. Зато одна из самых дешевых моделей — двухместное купе Chevrolet Corvair Monza (1965 г.) — в современных долларах стоит столько же, сколько он стоил в 1965 г., — $5225. За последние 10 лет он подорожал уже вдвое, и эксперты уверены, что его цена вряд ли упадет. Привлекательным для инвестиций специалисты называют и BMW 2002 1970 года выпуска, который сегодня стоит менее $7000. Поэтому эксперты советуют приобрести такой автомобиль для своей коллекции. Впрочем, найти хорошо сохранившийся экземпляр этой машины сейчас сложно — многие разъела ржавчина.
При покупке ретро-автомобиля не стоит полагаться на изменение его цены за последние несколько лет. Привлекательные объекты для вложения капитала можно найти как среди сильно подорожавших моделей, так и среди тех, чья цена падала в последние несколько лет. Один из ярких примеров дорожающих моделей — автомобиль-универсал Oldsmobile Vista Cruiser (1970 г.). Это не слишком мощная машина, но модели с плоской крышей, подобные Vista Cruiser, сейчас догоняют по популярности автомобили с высокой удельной мощностью двигателя. Так что скачок цен более чем на 100% за последние пять лет для такого автомобиля далеко не предел, уверены эксперты. Среди сильно обесценившихся машин эксперты делают ставку на 5-скоростной Ferrari 412 i Coupe 1985 года выпуска. Сейчас он настолько дешев, насколько может быть дешев скоростной Ferrari с 12-цилиндровым двигателем. Хотя цена машины за последние пять лет упала в цене на 42%, автолюбители ждут роста популярности этой модели.
А вот от Plymouth Hemi Barracuda (1970 г.) эксперты не ждут новых рекордов и рекомендуют выставить его на продажу. Автомобиль уже вырос в цене на 500% за 10 лет. Цена на лучшие экземпляры этой модели достигла $1 млн, напомнив экспертам о "мыльном пузыре" 1980-х гг. Тогда европейский рынок спортивных машин пал жертвой ценовой горячки.
Также на продажу предназначена и двухдверная машина Aston Martin DB6 (1966 г.) — преемница знаменитой Aston Martin DB5, на которой разъезжает Джеймс Бонд в фильме "Голдфингер". Стоит она столько, сколько может стоить более новый автомобиль, так что пора фиксировать прибыль, считают эксперты. Тем более что покупатели сейчас больше гоняются именно за той моделью, на которой ездил Бонд. (Использованы материалы WSJ.)
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 29 октября 2004, 11:58
|