Три года обсуждений, два года переговоров — и "Аэрофлот" наконец официально стал участником глобального авиаальянса SkyTeam. Компания уверена, что единые стандарты с новыми партнерами и общая маршрутная сеть добавят ей пассажиров. Но эксперты не ждут скорых дивидендов от SkyTeam — без новых терминалов в "Шереметьево" "Аэрофлоту" пока некуда расти.
В мире существует три глобальных авиаальянса - Star Alliance, SkyTeam и One World. Star Alliance - крупнейший, основан в 1997 г. и сегодня занимает почти треть мирового рынка авиаперевозок. Объединяет 19 компаний во главе с германской Lufthansa и американской United Airlines. SkyTeam - второй по величине в мире, основан в 2000 г. Кроме "Аэрофлота" в него входят девять перевозчиков - Air France, KLM, Korean Air, Alitalia, AeroMexico, CSA Czech Airlines и американские Delta, Northwest и Continental. Все вместе они выполняют 14 615 ежедневных рейсов из 728 аэропортов в 149 странах. За 2005 г. перевезли 373 млн пассажиров, из них 6,8 млн - "Аэрофлот".
"Аэрофлот" начал выбирать между SkyTеam и Star Alliance еще в 2001 г. Через три года жарких обсуждений выбор пал на SkyTеam. В марте 2004 г. совет директоров "Аэрофлота" одобрил вступление перевозчика в этот альянс. Как заявили тогда в компании, SkyTeam лучше всего дополнит маршрутную сеть "Аэрофлота" и принесет $20 млн дополнительного дохода в год. После этого "Аэрофлот" начал внедрять стандарты SkyTеam, что заняло у него почти два года. И вот в пятницу альянс объявил о том, что российский перевозчик стал десятым по счету членом SkyTеam.
"Повышается конкурентоспособность не только "Аэрофлота", но и России в целом", — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Правда, в SkyTеam наш национальный перевозчик лишь девятый по размеру. Меньше его по оборотам только чешская CSA, которая перевезла в 2005 г. 5,2 млн пассажиров. Для сравнения: у Delta было 119 млн пассажиров, у Air France — почти 48 млн. Но в альянсе "Аэрофлот" должен получить дополнительных транзитных пассажиров, уверена компания. В этом году доход от таких пассажиров должен составить $5-10 млн, в следующем — не менее $20 млн, отметил гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов.
SkyTеam — это бренд, единые стандарты качества обслуживания, широкая маршрутная сеть, удобные стыковки и единые маркетинговые программы. Все это, по мнению "Аэрофлота", должен оценить пассажир. Кроме того, с 14 апреля унифицируются бонусные программы "Аэрофлота" и других участников SkyTeam (пока без Alitalia, программа которой должна добавиться в мае). Все бонусные мили, которые копят пассажиры, летающие "Аэрофлотом", будут признаваться другими перевозчиками SkyTeam. И наоборот. Так что премиальный бесплатный билет теперь можно получить на любой рейс альянса.
Справедливо оценить выгоды "Аэрофлота" от SkyTeam эксперты не берутся. Участники альянса никогда не раскрывали, какие именно дивиденды от партнерства они получают. То же самое и со Star Alliance. Исключение — Air Canada, которая в своих отчетах считает членство в Star Alliance как нематериальный актив стоимостью $210 млн при выручке в $8,5 млрд.
Впрочем, аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова считает, что серьезного роста транзитных пассажиров у "Аэрофлота" не будет минимум пять лет — из-за перегруженности "Шереметьево". Поэтому она сомневается, что уже в следующем году "Аэрофлот" сможет получить $20 млн дополнительного дохода. "Шереметьево" действительно работает на пределе возможности, признают представители "Аэрофлота". По плану все стройки в "Шереметьево" закончатся только к 2008 г. Но в другие аэропорты "Аэрофлот" даже часть своих рейсов уводить не собирается, уверяют в компании.
--------------------------------------------------------------------------------
"АЭРОФЛОТ" ПЕРЕСМОТРЕЛ ПРОГНОЗ
"Аэрофлот" повысил прогноз чистой прибыли за 2005 г. по РСБУ. Как заявил в пятницу финансовый директор перевозчика Михаил Полубояринов, итоговый показатель "будет существенно лучше, чем прогнозировалось ранее". При этом размер прибыли он уточнить отказался. По предварительным оценкам "Аэрофлота", которые озвучивались в начале марта, его чистая прибыль в 2005 г. упала вдвое — до 3 млрд руб. Часть расходов решено отнести на другие статьи, пояснил Полубояринов. Годовой отчет компании совет директоров утвердит 27 апреля.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 17 апреля 2006, 10:39
|