1. Начальная фаза реструктуризации - пилотные проекты (2003-начало 2005 года):
- Запуск переходного оптового рынка электроэнергии:
- Первая стадия: модель с добровольным участием потребителей (2003-2004
годы),
- Вторая стадия: с обязательным участием потребителей (2004 год).
- Запуск небольшого полностью конкурентного регионального рынка (2004 год)
- Формирование структуры Системного оператора
- Начало создания оптовых генерирующих компаний (ОГК) на базе имущества РАО ЕЭС
- Создание и наполнение имуществом магистральных сетей АО-энерго межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК)
- Реорганизация пилотных АО-энерго в части разделения по видам деятельности,
- Начало реорганизации АО-энерго второй очереди,
- Обособление от РАО ряда полностью сформированных ОГК на базе теплогенерирующих активов по схеме, предусматривающий обмен акций ОГК на акции РАО,
- Возможно, выделение из РАО ФСК путем реорганизации РАО ЕЭС
- Возможно, обособление некоторых других полностью сформированных компаний.
2. Завершение создания инфраструктуры и реструктуризации АО-энерго (2005-2006 годы):
- Продажа государству акций ОАО СО-ЦДУ ЕЭС,
- Реорганизация всех остальных АО-энерго (за исключением некоторых изолированных систем),
- Возможно, запуск полного конкурентного оптового рынка на одну или несколько ОЭС - 2005 год,
- Формирование территориальных генерирующих компаний,
- Формирование межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК),
- Окончание формирования ОГК,
- Решение о реорганизации РАО ЕЭС с образованием несформированных в результате первой реорганизации компаний. В результате реорганизации будут образованы следующие компании:
- тепловые ОГК (которые не были обособлены от РАО по схеме обмена их акций на акции РАО),
- 4 ОГК, созданные на базе ГЭС.
- Холдинг гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго
- Около 20 компаний, каждая из которых владеет акциями одной территориальной генерирующей компании (ТГК),
- Одной компании МРСК.
3. Полностью либерализованный рынок (2006-2008 годы)
- Начало функционирования либерализованного оптового и розничного рынков,
- Увеличение доли государства в ФСК, снижение доли государства в оптовых и территориальных генерирующих компаниях, если это необходимо.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ХОЛДИНГА РАО ЕЭС И АО-ЭНЕРГО
1 этап
Выделение из РАО несколько полностью сформированных ОГК на базе тепловых станций по схеме обмена акций ОГК на акции РАО.
Для этого целесообразно провести обмен акций РАО ЕЭС на акции ОГК (их головных структур) с дальнейшим погашением акций РАО ЕЭС и уменьшением уставного капитала РАО. Предполагается, что государство в обмене участия не примет.
Обмен будет проходить в две ступени:
- "Пропорциональный обмен". Любой акционер РАО сможет обменять часть принадлежащих ему акций РАО на акции ОГК и получить долю в пакете акций ОГК, равную его доле в РАО перед операцией обмена. Предложенный коэффициент обмена установит совет директоров РАО.
- "Аукцион". Акции ОГК, не востребованные в ходе пропорционального обмена, будут выставлены на аукцион. Платежным средством будут акции РАО, а минимальным коэффициентом обмена - коэффициент, установленный для пропорционального обмена.
Сделки по обмену могут осуществляться после предложения миноритарным акционерам дочерних обществ ОГК перейти на единую акцию в ОГК. Те акционеры, которые с этим согласны, получают право выставить свои акции на аукцион.
После сделок по обмену принимается решение о реорганизации РАО и выделении организации по управлению единой национальной сетью, владеющей 100 процентами акций ФСК.
2 этап (ориентировочно - не позднее второго квартала 2006 года)
Принимается решение о выделении:
- организаций, владеющих акциями некоторых тепловых ОГК, оставшихся у РАО к моменту реорганизации (каждая выделяется отдельно),
- организаций, владеющих акциями ОГК на базе ГЭС,
- организаций, владеющих акциями полностью сформированных ТГК - независимо от перехода на единую акцию,
- организации, владеющей акциями всех (до пяти) компаний МРСК.
Оставшийся на месте РАО ЕЭС холдинг будет владеть акциями гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго, неконсолидированных региональных генерирующих компаний и прочими непрофильными и сервисными активами РАО.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ РЕФОРМЫ
- Базовым и наиболее справедливым механизмом обособления компаний из РАО является выделение с пропорциональным распределением акций. Менеджмент РАО гарантирует, что каждый акционер (как РАО, так и дочернего общества) будет обладать правом получить пропорциональную долю в создаваемых в ходе преобразований компаниях.
- Максимально возможное укрупнение созданных компаний при условии экономической эффективности для бизнеса и акционеров и недопущения монополии/олигополии.... Поэтому следующим этапом вслед за разделением компаний по видам деятельности станет их горизонтальная интеграция.
- По возможности, переход вновь созданных компаний и холдингов на единую акцию. Это наиболее эффективный способ улучшения функциональности компаний.
Предполагается три способа перехода на единую акцию:
- слияние (присоединение) компаний, предусматривающее конвертацию акций и образование единой операционной компании,
- обмен акций головной компании холдинга на акции ее дочерних предприятий,
- выкуп акций дочерних компаний за наличные либо долговые обязательства.
"...В ряде случаев решения государства и правительства РФ могут не предусматривать перехода на единую акцию в тех или иных компаниях из-за их стратегической значимости для страны на переходном и начальном постпереходном этапе. Исходя из установленных законодательством ограничений, ФСК, гидро ОГК, и возможно, МРСК на первоначальном этапе не будут в полном объеме переходить на единую акцию.
СТРУКТУРА ОТРАСЛИ
ФСК - организатор управления единой национальной электрической сетью. Создана в 2002 году как 100-процентная "дочка" РАО ЕЭС, к 2008 году будет самостоятельной компанией при условии неснижения доли государства ниже контрольной. Затем доля государства должны быть увеличена до 75 процентов плюс одной голосующей акции.
Варианты консолидации магистральных сетей АО-энерго в ФСК:
- Государство вносит денежные средства в уставный капитал ФСК, которое затем выкупает активы магистральных сетей у Ао-энерго (принадлежащие им акции межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК) по рыночной цене.
- ФСК выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго (принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене, используя для этого заемные средства. Обслуживанием займа на рынке капитала предполагается за счет включения расходов на обслуживание в тариф на передачу энергии.
При определенных условиях и содействии правительственных и регулятивных органов не исключена возможность выделения ФСК из РАО ЕЭС до реорганизации РАО в 2006 году.
Системный оператор - управляет технологическими режимами работы ЕЭС. Создано как 100-процентная "дочка" РАО, в 2006 году будет самостоятельным, владеющим ЦДУ, РДУ и ОДУ.
На выкуп РДУ предполагается направить порядка 1,5 миллиарда рублей.
Обособление СО-ЦДУ предполагается либо через продажу РАО пакета акций СО-ЦДУ государству в 2005 году, либо через выделение при реорганизации РАО (ориентировочно, не позднее второго квартала 2006 года).
Рассматривается также участие ФСК и АТС в уставном капитале СО-ЦДУ.
В случае одномоментного выделения СО-ЦДУ и ФСК из РАО правительство может принять решение об их объединении.
Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) - на этапе межрегиональной интеграции объединяются в несколько (до пяти) холдинговых компаний по зонам оптового рынка. Регуляторная база активов (РБА) каждой МРСК - не менее $0,5 миллиарда.
Предполагается скорейший переход на единую акцию, при этом миноритарным акционерам предложат обменять свои акции региональных сетевых компаний (РСК) на акции МРСК. На переходном этапе акции МРСК могут быть переданы в управление ФСК.
Также рассматривается вопрос о привлечении на переходном этапе в первую очередь международных управляющих компаний для управления отдельными РСК.
Оптовые генерирующие компании (ОГК) (со средней установленной мощностью около 9 гигаватт) - наиболее крупные производители электроэнергии. Формируется 10 ОГК на базе федеральных станций из состава РАО и АО-энерго.
На первом этапе формируются как 100-процентные дочерние холдинговые компании РАО за счет имущества РАО.
ОГК на базе тепловых станций - в перспективе интегрированные компании с единой акцией. Перевод будет осуществляться посредством предложения акционерам входящих в ОГК станций обменять имеющиеся у них акции на акции головной компании ОГК.
ОГК на базе гидрогенерации будут после выделения из РАО в 2006 году производственно-финансовые холдинги. В будущем будет возможен переход гидро-ОГК на единую акцию, при условии отмены государством требования к сохранению контроля над ОГК.
Предполагается, что одна или все ОГК будут переданы в управление международным энергетическим компаниям.
Доля государства в тепловых ОГК к 2008 году должна быть снижена до нуля.
Территориальные генерирующие компании (ТГК) - создаются на базе генерирующих активов АО-энерго.
Инвестиционное Агентство "Пролог".
Вторник, 20 мая 2003, 20:32
|