Менеджерам РАО ЕЭС удается реформировать холдинг, не нарушая закон, а чиновники продолжают тормозить реформу. К такому выводу пришла Счетная палата, проверив монополию.
Реформа электроэнергетики предполагает разделение РАО ЕЭС по видам бизнеса: производство электроэнергии, ее передача, сбыт и др. Крупнейшие станции РАО войдут в семь оптовых генерирующих компаний (ОГК): шесть тепловых планируется продать, а контроль над гидро-ОГК государство оставит за собой. Более 10% акций РАО принадлежит "Газпрому", около 6% — СУЭК; "Евразхолдинг", "Комплексные энергетические системы", "Интеррос" и НРК собрали по 2-3%, группа "Энергетический стандарт" и "Базовый элемент" — 1-2%. Государство владеет 52,7% РАО.
Ревизоры из Счетной палаты проверяли, как велась реформа РАО ЕЭС с 2003 г. Результаты проверки коллегия СП рассмотрела в прошлую пятницу. Как следует из текста проверки (копия есть в распоряжении "Ведомостей"), правительство — главный тормоз энергореформы. Оно медлило с решением о сроках и механизмах увеличения своей доли в уставных капиталах Федеральной сетевой компании и "Системном операторе" по окончании переходного периода реформирования электроэнергетики. Сейчас 100% акций ФСК и "Системного оператора" принадлежат РАО ЕЭС, и после ликвидации РАО у государства останется 52% (столько же, сколько сейчас в РАО). А по закону госдоля в ФСК и операторе должна быть не менее 75%.
График реформы регулярно срывался. Например, первый этап реформы предусматривал разделение АО-энерго на сетевые, генерирующие и сбытовые компании, а второй — создание генерирующих компаний. К началу 2005 г. первый этап еще не закончился (из 73 АО-энерго только у 52 были утверждены планы разделения), а второй уже начался. Все это, по мнению Счетной палаты, происходит из-за отсутствия у правительства наглядного проекта реформирования РАО ЕЭС. О своих выводах коллегия СП решила проинформировать правительство.
Параллельно Счетная палата пришла к выводу, что решения совета директоров РАО можно считать нелегитимными. Дело в том, что в совет входят члены Совета Федерации, а им по закону запрещено занимать должности в руководящих органах корпораций. Но от этих обвинений РАО удалось отбиться. Поскольку треть госпакета акций компании до 2005 г. была закреплена в собственности субъектов Федерации, они вправе делегировать своих представителей в руководство компании, напоминает первый зампред правления РАО Яков Уринсон. А нарушение закона о статусе члена СФ, по словам Уринсона, в теории может создать проблемы сенаторам, а не компании. Вывод аудитора не включили в итоговый отчет.
РАО ЕЭС осталось довольно итогами проверки. Важно, что замечания к менеджменту РАО носят технический, а не принципиальный характер, говорит член правления компании Андрей Трапезников. В аппарат правительства доклад Счетной палаты пока не поступал, поэтому пресс-секретарь премьер-министра Александр Жаров отказался его комментировать. Но кабинет министров признал, что медлит с энергореформой, напоминает замминистра экономического развития Андрей Шаронов. "Действия менеджмента по реформированию энергетики в прошлом году были позитивными для рынка, а правительства — наоборот. Например, решение о формировании ОГК и способе их приватизации постоянно откладывалось", — считает аналитик "Атона" Александр Корнеев. Впрочем, за этот эпизод Счетная палата правительство не критикует.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 14 марта 2005, 10:47
|