Соратники один за одним оставляют Анатолия Чубайса. Вчера об уходе из РАО "ЕЭС России" объявил финансовый директор энергохолдинга Дмитрий Журба. Это уже третья серьезная кадровая потеря РАО за последний год.
Анатолий Чубайс возглавил РАО ЕЭС в 1998 г. с благословения Бориса Ельцина, несмотря на протесты Госдумы и Генпрокуратуры. По словам самого Чубайса, в то время энергохолдинг, по сути, представлял собой советское министерство, и Чубайс взялся реформировать его. Команду для этого ему пришлось создавать практически с нуля — в холдинге было много энергетиков, но соратников Чубайсу не хватало. Он подбирал по принципу "самые агрессивные и самые ударные в стране". Буквально сразу в РАО по приглашению Чубайса из ФКЦБ перешел Валентин Завадников, еще одним приобретением стал Михаил Абызов, которому тогда было всего 25 лет. Чубайс долго не мог найти себе первого заместителя, за полтора года на этой позиции сменилось четыре человека, вспоминает президент Института энергетической политики Владимир Милов. Тогда он позвал из концерна Росэнергоатома Леонида Меламеда и его заместителя Дмитрия Журбу. Один за другим в РАО появились Яков Уринсон, бывший вице-премьером в то время, когда глава РАО занимал кабинет первого вице-премьера, а также экс-председатель Банка России Сергей Дубинин, с которым Чубайс сотрудничал во время дефолта 1998 г. "Эта команда — находка для Чубайса. Именно они выстроили корпоративную и бизнес-логику РАО", — отмечает Милов.
Сам Чубайс всегда называл своей главной задачей в РАО реформу отрасли. После многомесячного обсуждения в 2002 г. Госдума одобрила пакет законов об энергореформе, а в 2003 г. президент подписал их. С тех пор больше половины энергокомпаний страны уже не существуют в своем прежнем виде — они были разделены на несколько предприятий. И раздел продолжается: новые энергокомпании появляются на свет едва ли не каждый день. К 2007 г. не станет и РАО, обещает Чубайс, единый энергохолдинг распадется на Федеральную сетевую компанию и 21 генерирующую компанию.
Работа в РАО превратилась в рутину, а призывники Чубайса стали один за другим покидать компанию. Вчера об уходе объявил Журба. "Я хотел бы попрощаться, — сказал он. — Начиная с субботы я покидаю пост финансового директора". Он считает, что, начиная с какого-то момента, не может быть более полезным компании, а нынешние задачи не продвигают его профессионально. Он уходит спустя месяц после добровольной отставки Абызова и почти через год после ухода Меламеда со всех постов в ЕЭС.
"Журба вывел РАО на операционную рентабельность в 22%, что уже сопоставимо с западными энергокомпаниями, а ведь пять лет назад РАО было на грани банкротства", — напоминает аналитик ОФГ Дерек Уивинг. "Правда, человек он был сложный и своеобразный", — добавляет один из членов совета директоров РАО, пожелавший остаться неназванным.
"Проект РАО ЕЭС практически завершается. Чубайс сам признавал, что, проводя реформу, выбивает стулья из-под членов своей команды", — говорит бывший советник главы РАО Артем Биков. А один из знакомых Абызова говорил "Ведомостям", что он и другие менеджеры предпочли уйти из РАО прежде, чем их оттуда уволят. По мнению Милова, им всегда было тесно в РАО. "Они люди бизнес-направленности — их интересуют большие проекты. Я помню, как у Меламеда и Журбы блестели глаза, когда они говорили о сделке с Falkon. Им всегда хотелось чего-то большого, эксклюзивного, многомиллиардного", — рассказывает собеседник "Ведомостей". А один из сотрудников РАО вспоминает, что Абызов, когда его назначили ответственным за ликвидацию кризиса на Дальнем Востоке, буквально жил на работе, у него даже раскладушка была припасена в кабинете.
По мнению аналитика ОФГ Дерека Уивинга, команду Чубайса сменят новые люди с другими целями и задачами. Старая команда лучше всего понимала специфику бизнеса в России — например, как договариваться с местными властями, а у новой основная цель — улучшить привлекательность отрасли на фондовом рынке. Когда Чубайс и его команда уйдут из РАО, никто предсказать не берется: один из топ-менеджеров компании думает, что это может произойти в середине 2006 г.
Журба, как и другие бывшие топ-менеджеры, может рассчитывать на крупные должности в любой российской финансово-промышленной группе, говорит управляющий партнер RosExpert Игорь Шехтерман. Бывает, что люди такого уровня занимают и должности гендиректоров, но всегда это в основном российские компании, добавляет он. А минимальный доход, на который Журба с его опытом может рассчитывать, — $500 000 в год. Сам он сказал, что займется собственным бизнесом со своим давним партнером Меламедом.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 1 июля 2005, 10:10
|