Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял к сведению информацию о ходе реформирования электроэнергетического комплекса Российской Федерации. На заседании подведены итоги реализации мероприятий по реформированию за период, прошедший с момента рассмотрения Советом директоров аналогичного вопроса 29 октября 2004 г.
Реформирование компаний Холдинга РАО "ЕЭС России" проводится в соответствии с законодательными и нормативными актами РФ, решениями Правительства РФ и Совета директоров РАО "ЕЭС России", Концепцией Стратегии РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 гг. ("5+5").
Контроль за ходом преобразований возложен на Правительство РФ. Решения по вопросам реформирования принимаются представителями государства совместно с представителями других акционеров в Совете директоров РАО "ЕЭС России".
Реформирование отрасли осуществляется по следующим основным направлениям:
Формирование нормативно-правовой базы функционирования электроэнергетики
В истекшем периоде продолжалась активная работа в данном направлении. Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 417-р утверждена новая редакция Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 гг., в которой уточнен перечень мероприятий, сроки их исполнения и перечни исполнителей.
Внесены изменения в "Правила оптового рынка электрической энергии переходного периода". Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 219 предусмотрено введение ценовой зоны оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода на территории Сибири. Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2005 г. №620 на оптовом рынке электроэнергии введен конкурентный сектор отклонений - балансирующий рынок.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 г. №291 утверждено Положение о лицензировании деятельности по продаже электроэнергии гражданам, а Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. №81 определены источники возмещения расходов на обеспечение деятельности и выполнение обязанностей эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, а также внесены соответствующие изменения в Правила оптового рынка электроэнергии переходного периода.
В целях исполнения Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики профильными министерствами и ведомствами был подготовлен целый ряд нормативных актов, в том числе проект Федерального закона "О теплоснабжении", проекты постановлений Правительства РФ "О порядке формирования источника средств на услуги по формированию технологического резерва мощностей по производству электроэнергии и порядке и условиях финансирования объектов по производству электроэнергии (мощности) в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности", "Об утверждении правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электроэнергии", "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период", "Об утверждении правил осуществления антимонопольного контроля на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности)".
Также был разработан целый ряд иных нормативных актов, часть из которых в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Эти документы, в частности, устанавливают:
перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, их структуру и зоны диспетчерской ответственности;
порядок получения организациями статуса субъекта оптового рынка электроэнергии (мощности), а также возможность принятия тарифных решений при выходе региональной генерирующей компании на оптовый рынок электроэнергии;
порядок передачи в уставные капиталы МРСК акций акционерных обществ энергетики и электрификации;
изменение критериев отнесения линий электропередачи к объектам единой национальной электрической сети (ЕНЭС), предусматривающее отнесение к ЕНЭС ряда линий электропередачи напряжением 110 кВ.
В настоящее время разрабатываются критерии определения субъектов, на которых не должен распространяться запрет на совмещение видов деятельности в электроэнергетике, и подготовка проектов соответствующих правовых актов, в частности, изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ, предусматривающих ограничение запрета на совмещение видов деятельности, установленного статьей 6 данного закона.
Реформирование оптового рынка электроэнергии (мощности)
К настоящему моменту завершены следующие этапы преобразований:
1 мая 2005 г. запущен конкурентный сектор оптового рынка на территории Сибири. Это очередной шаг в процессе либерализации оптового рынка, работа которого началась с открытия 1 ноября 2003 г. сектора свободной торговли на территории, охватывающей Урало-Европейскую часть ЕЭС России.
20 октября 2005 г. запущен балансирующий рынок электроэнергии. Согласно постановлению Правительства РФ № 620 от 17 октября 2005 г. были введены механизмы конкурентного ценообразования в секторе отклонений оптового рынка на территории обеих ценовых зон оптового рынка (Урало-Европейская часть России и Сибирь).
В соответствии с решением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. РАО "ЕЭС России" в течение 2005 г. осуществляет работу по следующим направлениям развития рынка электроэнергии:
Преобразование регулируемого сектора оптового рынка. РАО "ЕЭС России" разработаны и направлены в профильные министерства и ведомства предложения по концепции модификации оптового рынка. На заседании Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики 21 октября 2005 г. данная концепция была в целом одобрена. План реформирования оптового рынка предполагает введение в 2006 г. регулируемых договоров и качественное преобразование сектора свободной торговли.
Регулируемые договоры планируется вводить сроком до 31 декабря 2006 г. Предполагается, что этот период станет подготовительным этапом для запуска с 2007 г. системы долгосрочных регулируемых договоров. Объемы покупки (продажи) электроэнергии (мощности) по долгосрочным регулируемым договорам будут ежегодно уменьшаться, что обеспечит постепенное расширение сферы действия конкурентных отношений на оптовом рынке электроэнергии и переход к полностью конкурентному оптовому рынку, предусмотренному Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Вывод региональной генерации на оптовый рынок. С 1 января 2006 г. генерирующим компаниям, образованным в процессе реформирования АО-энерго (ОГК, ТГК, РГК), планируется присвоить статус самостоятельных участников оптового рынка. Вывод региональной генерации на оптовый рынок позволит оптимизировать процесс планирования и управления режимами, повысит эффективность участия региональных станций в рынке.
Решение проблемы перекрестного субсидирования. В РАО "ЕЭС России" проделана большая работа по анализу возможных способов и инструментов ее решения, сформированы предложения по урегулированию проблемы перекрестного субсидирования.
Механизм "трансляции" цен оптового рынка покупателям розничных рынков.В условиях преобразования оптового рынка электроэнергии предлагается ввести механизм, обеспечивающий зависимость стоимости электроэнергии на розничном рынке от ее стоимости на оптовом рынке.
Механизм гарантирования инвестиций. РАО "ЕЭС России" совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработан проект правительственного постановления, которое в настоящее время находится на рассмотрении в аппарате Правительства РФ. Предусмотренный данным проектом механизм гарантирования инвестиций планируется реализовать на переходном этапе реформирования электроэнергетики как временную меру, обеспечивающую строительство новых генерирующих мощностей, необходимых для покрытия дефицита мощностей в ряде регионов, наступление которого прогнозируется в 2008-2009 гг. Основное содержание предлагаемого механизма состоит в гарантированном возмещении частным инвесторам средств, вложенных в строительство новых генерирующих мощностей.
Структурные преобразования в электроэнергетике
Совет директоров РАО "ЕЭС России", по состоянию на 31 октября 2005 г., одобрил проекты реформирования 66 АО-энерго (51 проект реализуется по "базовому" и 15 по "небазовому" варианту). В 49 АО-энерго прошли общие собрания акционеров по реорганизации. Процедуру государственной регистрации прошли 219 новых обществ, созданных в процессе реорганизации 52 дочерних и зависимых обществ РАО "ЕЭС России".
2 сентября 2005 г. Совет директоров одобрил проект реформирования энергокомпаний Дальнего Востока. Проект, в частности, предусматривает создание единой холдинговой компании на базе активов ОАО "Хабаровскэнерго", ЗАО "ЛуТЭК", ОАО "Амурэнерго", ОАО "Якутскэнерго" (в части Южного энергорайона) и ОАО "Дальэнерго".
С июня 2005 г. акции создаваемых в ходе реорганизации АО-энерго выводятся на организованный рынок ценных бумаг. К торгам на биржах ОАО "ФБ РТС" и ЗАО "ММВБ" допущены акции уже 51 новой энергокомпании.
Консолидация объектов Единой национальной электрической сети (ЕНЭС)
Продолжается процесс консолидации магистральных сетевых активов. По состоянию на 31 октября 2005 г. в результате реформирования АО-энерго создано 42 региональные магистральные сетевые компании (МСК). В рамках процесса консолидации Советом директоров РАО "ЕЭС России" 25 февраля 2005 г. был одобрен вариант консолидации магистральных сетевых активов АО-энерго, предусматривающий, в частности:
передачу, начиная с 2006 г., в пользование ОАО "ФСК ЕЭС" объектов ЕНЭС, принадлежащих МСК;
присоединение всех межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК) и МСК к одной из ММСК, если акционерами МСК будет принято такое решение.
В соответствии с данной схемой в настоящее время с большинством энергосистем заключены и вступили в действие договоры, связанные с передачей объектов ЕНЭС в пользование ММСК "Центр". До конца 2006 г. к ММСК "Центр" предполагается присоединить МСК, зарегистрированные в I - III кварталах 2005 г.
Создание межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)
В рамках консолидации распределительных сетевых активов в 2005 г. были созданы и прошли госрегистрацию четыре межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) (ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа", ОАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "МРСК Урала и Волги", ОАО "МРСК Сибири").
Также утверждены сроки передачи акций распределительных сетевых компаний (РСК) в оплату дополнительных акций МРСК, выпуск которых запланирован в марте 2006 г.
В октябре 2005 г. Межведомственная комиссия по реформированию электроэнергетики поддержала решение Совета директоров РАО "ЕЭС России" о передаче акций МРСК в доверительное управление ОАО "ФСК ЕЭС" сроком от 3 до 5 лет. Данное направлено на построение централизованного управления распределительным сетевым комплексом, обеспечение его надежности, эффективного функционирования и развития. Одобрение договора доверительного управления акциями МРСК между РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС" как сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, вынесено на сегодняшнее заседание Совета директоров РАО "ЕЭС России".
Консолидация оперативно-диспетчерского управления
Данный процесс проходит в два этапа. На первом этапе ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой Энергетической Системы" (далее "Системный оператор") были созданы филиалы, в которые АО-энерго передали функции оперативно-диспетчерского управления, а также на правах аренды - находящееся в их собственности имущество региональных диспетчерских управлений (РДУ). Этот этап в основном завершен.
На втором этапе осуществляется выкуп "Системным оператором" активов РДУ, арендуемых у энергокомпаний; реализация этого этапа продолжится в 2006 г.
Создание генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии (ОГК)
В настоящее время завершена государственная регистрация всех семи ОГК.
27 мая 2005 г. решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" была одобрена целевая модель функционирования тепловых ОГК как единых операционных компаний, создаваемых посредством реорганизации ОГК путем присоединения к ним АО-станций. 30 сентября 2005 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил целевую модель функционирования ОАО "ГидроОГК" - операционная компания, управляющая входящими в ее состав филиалами - гидроэлектростанциями, и осуществляющая корпоративное управление в отношении своих дочерних обществ, образованных с целью ведения новых видов деятельности и реализации инвестиционных проектов. В соответствии с законодательством, доля участия РФ в уставном капитале операционной компании ОАО "ГидроОГК" должна составлять не менее 50% + 1 акция.
К настоящему времени во всех тепловых ОГК, кроме ОГК-6, запущена переходная модель функционирования этих компаний: ОГК переданы функции единоличного исполнительного органа АО-станций, относящихся к соответствующей ОГК. ОГК-6 выполняет функции единоличного исполнительного органа ОАО "Киришская ГРЭС", ОАО "Красноярская ГРЭС-2", ОАО "Новочеркасская ГРЭС", ОАО "Рязанская ГРЭС". Заключение договоров о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "ГРЭС-24" и ОАО "Череповецкая ГРЭС" планируется до конца 2005 г.
Второй этап формирования (включение в ОГК АО-станций, выделенных из АО-энерго, и переход на единую акцию) завершен в ОГК-5, и осуществляется в ОГК-3.
Материалы по второму этапу и реорганизации в ОГК-2 будут сегодня рассмотрены Советом директоров РАО "ЕЭС России".
В ОГК-1, ОГК-4, ОГК-6 проходят мероприятия по оценке акций АО-станций, подлежащих включению в ОГК, с целью реализации второго этапа формирования ОГК.
Завершение реорганизации ОГК-3 и ОГК-5 предполагается в I квартале 2006 г.; ОГК-1, ОГК-2, ОГК-4, ОГК-6 - во второй половине 2006 г.
Создание территориальных генерирующих компаний (ТГК)
По состоянию на 31 октября Советом директоров РАО "ЕЭС России" утверждены проекты создания и зарегистрированы 13 из 14 ТГК.
В пяти ТГК (ТГК-1, 5, 8, 9 и 14) реализована схема аренды генерирующих активов региональных генерирующих компаний (РГК). Все эти ТГК к настоящему времени уже осуществляют операционную деятельность по производству электрической и тепловой энергии.
В ТГК-4, ТГК-6 и ТГК-11 запущена переходная модель функционирования: на внеочередных общих собраниях акционеров РГК, входящих в конфигурации данных ТГК, принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации ТГК. Переходная модель функционирования в ТГК-10 и ТГК-13 будет запущена до конца 2005 г.
На следующем этапе формирования ТГК осуществляется присоединение соответствующих РГК к ТГК с учетом позиции миноритарных акционеров. В десяти ТГК осуществляются мероприятия по присоединению РГК.
Формирование шести ТГК (ТГК - 2, 4, 5, 6, 8 и 9) должно быть завершено до 1 июля 2006 г. Остальные ТГК будут сформированы к концу 2006 г.
Сбытовые компании
Системное решение по стратегии организации сбытовой деятельности Холдинга РАО "ЕЭС России" планируется принять в апреле 2006 г. по итогам прохождения осенне-зимнего периода. 24 июня 2005 г. Советом директоров РАО "ЕЭС России" принято временное решение о передаче акций сбытовых компаний в доверительное управление ТГК сроком на 1 год. В то же время планируется осуществить до 10 "пилотных" проектов, предполагающих иные способы распоряжения акциями энергосбытовых компаний. Перечень "пилотных" энергосбытовых компаний и основные условия реализации данных проектов были утверждены Советом директоров РАО "ЕЭС России" 30 сентября 2005 г.
В заключении Совет директоров отметил, что мероприятия по реформированию электроэнергетики в целом реализуются в соответствии с планами Правительства РФ и решениями Совета директоров РАО "ЕЭС России", как в части реформирования оптового рынка электроэнергии и мощности, формирования нормативно-правовой базы, так и формирования инфраструктурных организаций и создания новых субъектов отрасли.
* * *
Совет директоров РАО "ЕЭС России" заслушал и принял к сведению представленные менеджментом компании предложения по ликвидации перекрестного субсидирования.* На заседании было отмечено, что сегодня наличие перекрестного субсидирования в нынешнем виде является существенным сдерживающим фактором реформирования электроэнергетики.
До начала процесса преобразований отрасли перекрестное субсидирование социально значимых категорий потребителей осуществлялось за счет повышения тарифов остальным потребителям, обслуживаемым той же региональной энергокомпанией. В ходе реформирования большинство вертикально-интегрированных региональных АО-энерго разделились на самостоятельные генерирующие, сетевые, сбытовые компании. Вместе с тем, реформирование электроэнергетики предполагает свободный выход потребителей на оптовый рынок электроэнергии или их переход на обслуживание в появляющиеся независимые энергосбытовые компании, что в сегодняшней ситуации практически полностью освобождает этих потребителей от бремени перекрестного субсидирования.
В этой ситуации возрастают риски банкротства энергосбытовых компаний, особенно гарантирующих поставщиков, осуществляющих энергоснабжение социально значимых категорий потребителей. По этим причинам существующая схема перекрестного субсидирования требует пересмотра.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил работу менеджмента компании по разработке комплекса мер по легализации и ликвидации перекрестного субсидирования.
В 2005-2006 гг. предполагается сохранить прежний механизм перекрестного субсидирования при одновременной подготовке нормативной базы для введения нового механизма субсидирования в электроэнергетике. Риски распада системы субсидирования должны в ближайший год минимизироваться за счет ограничивающих условий допуска на оптовый рынок крупных потребителей.
С 2007 г., в случае одобрения данного механизма правительством, предлагается осуществить переход на новую систему субсидирования, которая предусматривает:
Введение социальной нормы потребления электроэнергии, в пределах которой социально значимые категории потребителей будут получать электроэнергию по пониженным тарифам, сверх нее - по экономически обоснованным.
Создание в федеральном бюджете (с прописью доходной и расходной части) социального резерва для выплаты субсидий в целях компенсации убытков, связанных с необходимостью поставки электроэнергии социально значимым категориям потребителей по пониженным тарифам. Получателями таких субсидий станут продавцы электроэнергии, приобретающие электроэнергию на оптовом рынке, или на розничном рынке напрямую у производителей, и продающие ее социально значимым категориям потребителей напрямую и/или через перепродавцов на розничном рынке.
Социальный резерв предлагается формировать по аналогии с резервом универсального обслуживания, созданного в соответствии с Федеральным законом "О связи". Социальный резерв создается за счет обязательных отчислений неналогового характера, взимаемых с определенных законом плательщиков, а также из иных незапрещенных законодательством источников. К плательщикам обязательных отчислений должны относиться субсидирующие потребители и энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, приобретающие электроэнергию на оптовом рынке, или на розничном рынке напрямую у производителей, и продающие ее субсидирующим потребителям. Остальные покупатели не станут прямыми плательщиками обязательных отчислений в социальный резерв, а будут уплачивать обязательные отчисления в составе тарифа (цены) покупки электроэнергии.
Введение обязательных отчислений в социальный резерв не приведет у субсидирующих потребителей к росту расходов на оплату электроэнергии, при этом изменится лишь юридическая форма осуществления перекрестного субсидирования.
По мере доведения тарифов для населения до экономически обоснованного уровня, но не позже окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, предполагается перейти к системе адресной поддержки населения из бюджета, предусматривающей предоставление субсидий не предприятиям электроэнергетики, а непосредственно населению. Аналогичная система уже применяется в отношении льгот по жилищно-коммунальным услугам. Однако, учитывая, что системой перекрестного субсидирования в настоящий момент охвачено подавляющее большинство населения России, для перехода к системе адресных субсидий необходимо создание соответствующей инфраструктуры, что требует времени и затрат бюджетных средств. В связи с этим переход на систему адресных субсидий в электроэнергетике целесообразно осуществить через несколько лет после постепенного повышения тарифов для населения.
Данные предложения по изменению механизма перекрестного субсидирования были разработаны менеджментом РАО "ЕЭС России" и сегодня проходят проработку и согласования в профильных министерствах и ведомствах. Совет директоров поручил менеджменту продолжить работу в этом направлении.
--------------------------------------------------------------------------------
* Перекрестное субсидирование - занижение тарифов для одних категорий потребителей (прежде всего населения) за счет завышения для других (крупных промышленных предприятий). Объем перекрестного субсидирования населения промышленностью, по оценкам РАО "ЕЭС России", составляет порядка 60 млрд. рублей в год. При этом уровень перекрестного субсидирования различается по регионам в несколько раз.
Источник материала РАО "ЕЭС России".
Пятница, 25 ноября 2005, 17:00
|