В конце 2004 г. - начале 2005 г. сразу несколько иностранных горнодобывающих компаний ввели в состав своих управляющих органов - советов директоров - новых представителей, "специализирующихся" на России. Так, в середине января Иан Хааг (Ian Hague), один из основателей Firebird Management, управляющей несколькими фондами, инвестировавшими в Россию, страны СНГ и Восточной Европы около 850 млн долл., был приглашен директором в американскую Global Gold Corporation. В декабре "россиянина" наняла канадская Hawk Precious Minerals, а на прошлой неделе подобным образом поступила еще одна канадская компания - Quincy Gold Corp. Возможно, это новая тенденция: на смену венчурным компаниям, развивавшимся от российских активов через привлечение западных денег путем проведения IPO, в Россию и смежные государства собираются прийти уже состоявшиеся западные компании.
До недавнего времени почти все иностранные золотодобывающие компании в России создавались "с нуля" по стандартной схеме: хорошее месторождение с амбициозным хозяином-россиянином находило иностранного партнера, который обеспечивал первичное финансирование и выводил уже иностранную компанию на IPO на западной бирже. Удачный проект привлекал внимание одного из мировых лидеров отрасли, который становился совладельцем российских золоторудных активов. Такова история Peter Hambro, Highland Gold Mining, Trans-Siberian Gold. Самостоятельный приход крупных золотодобывающих компаний в Россию был преимущественно неудачен: подводили либо российские партнеры, либо выбранное месторождение. Редкое исключение: сотрудничество High River Gold Mines и "Бурятзолото", а также Bema Gold на Чукотке.
Между тем в последнее время все отчетливее намечается другая тенденция: уже действующие иностранные компании ищут активы в России для самостоятельной отработки. Такова, например, политика Newmont, которая пытается создать совместное предприятие по разработке Бугдаинского полиметаллического месторождения в Читинской области (RBC daily писала об этом 4 февраля 2005 г.). Менее известные золотодобывающие компании также все активней присматриваются к России. Причем для начала, по-видимому, предпочитают обзавестись специалистом по нашей стране и бывшим республикам СССР. Так, только RBC daily известны три случая за последние два месяца, когда в советы директоров западных золоторудных компаний были введены "россияне".
В декабре прошлого года в совет директоров небольшой канадской компании Hawk Precious Minerals (владеет лицензиями на три золоторудных месторождения в Канаде) был введен Майкл Ньюбари (Michael Newbury), имеющий "обширный опыт в оценке и финансовом структурировании проектов по добыче природных ресурсов в развивающихся странах, включая Россию, Узбекистан, Казахстан, Китай и Венесуэлу". Другая канадская компания - Quincy Gold Corp. - в феврале 2005 г. пригласила на должность операционного директора Эрта Эттлингера (Art Ettlinger) с целью "расширения геологоразведочной программы и осуществления новых приобретений". "Доктор Эттлингер имеет двадцатилетний опыт поиска месторождений золота, платины, алмазов и урана в США, России и Средней Азии", - отмечается в пресс-релизе Quincy Gold. Наиболее значимым в ряду подобных назначений стало январское, когда на пост директора в Global Gold Corporation был приглашен Иан Хааг (Ian Hague), один из основателей Firebird Management, управляющей несколькими фондами, инвестировавшими в Россию, страны СНГ и Восточную Европу около 850 млн долл. Примечательно, что Global Gold Corporation уже имеет проекты в Армении, а Firebird Management активно "воспитывает" "Сургутнефтегаз", пытаясь "привить" ему международные стандарты корпоративного управления.
Впрочем, недавняя инициатива Минприроды России по допуску к аукционам/конкурсам по крупным месторождениям минерального сырья только отечественных компаний может стать неожиданным препятствием для иностранцев. Им будет закрыт доступ к крупным проектам - они смогут получить в них не более 49%-ной доли, а опыт 90-х годов показывает, что права младшего партнера в России уважать не принято. В таком случае не исключено, что западные компании будут еще активней смотреть на южных соседей России - республики Средней Азии и, прежде всего, на Казахстан, где о подобном ужесточении природно-ресурсного законодательства пока не говорят. Казахстан, кстати, уже почти обходит Россию по числу иностранных компаний, начинающих в республике новые горнорудные проекты. К действующим в Казахстане компаниям (Eureka Mining, Oriel Resources) недавно присоединилась Hambledon Mining (владеет двумя месторождениями в южной части казахстанского Алтая). Своих представителей на рынке альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской биржи имеют даже Узбекистан (Oxus Gold) и Киргизия (Palladex plc и Aurum Mining plc).
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Среда, 16 февраля 2005, 11:41
|