Переход АвтоВАЗа от команды Владимира Каданникова к менеджменту ФГУП "Рособоронэкспорт" обернулся любопытным результатом: в четвертом квартале прошлого года завод понес убыток в 2 млрд руб. Аналитики, впрочем, не связывают это с операционной деятельностью компании, отмечая, что ситуация может объясняться как признанием убытков прошлых лет, так и отступными, которые мог получить прежний менеджмент.
Вчера АвтоВАЗ объявил, что чистая прибыль предприятия за 2005 год упала в четыре раза - до 1,4 млрд руб. Вот что примечательно: за девять месяцев 2005 года чистая прибыль завода составляла 3,6 млрд руб.
Фактически это означает, что четвертый квартал прошлого года принес АвтоВАЗу убыток в 2,2 млрд руб.
В компании снижение чистой прибыли связывают с опережающим ростом себестоимости по сравнению с ростом цен на продукцию. "Цены на Lada в прошлом году практически не росли, чего не скажешь о стоимости услуг естественных монополий",- отметил пресс-секретарь председателя совета директоров АвтоВАЗа Иван Скрыльник, добавив, что объем произведенной продукции в сопоставимых ценах превысил показатель 2004 года на 0,14%, а количество произведенных автомобилей - на 0,5%.
Между тем в августе 2005 года тогдашний председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников заявил, что планируется снижение чистой прибыли завода лишь до 5 млрд руб. по сравнению с 5,6 млрд в 2004 году. Но в конце октября Каданников ушел в отставку, и на предприятии появился менеджмент ФГУП "Рособоронэкспорт". "Теоретически предыдущий менеджмент мог получить отступные, что и сказалось на годовых показателях",- полагает аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго. И добавляет, что убыток АвтоВАЗа в четвертом квартале мог стать следствием изменения системы поставок комплектующих: "Не исключено, что за смену поставщиков пришлось заплатить более высокими ценами". Впрочем, аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов полагает, что с операционной деятельностью завода эта ситуация не связана: "Возможно, были просто признаны убытки прошлых лет, возможно, осуществлялись какие-то бухгалтерские "проводки"".
Так или иначе, новый менеджмент АвтоВАЗа считает такие финансовыепоказатели лишним и весьма убедительным свидетельством необходимости коренной перестройки, которую как раз и проводит новое руководство. "Действительно, оздоровление предприятию необходимо - АвтоВАЗ постепенно уступает долю на российском рынке иномаркам",- соглашается аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова. Но реформирование всегда ведет к затратам, предупреждает Евгений Шаго.
Снижение чистой прибыли почувствуют на себе акционеры АвтоВАЗа. Как и в прошлом году, собранию акционеров предложено направить на выплату дивидендов чуть более 13% от чистой прибыли, однако из-за снижения суммы прибыли на одну акцию (обыкновенную или привилегированную) придется теперь по 5,7 руб. дивидендов против 23 руб. годом ранее. Также собрание акционеров, которое пройдет 27 мая, должно будет утвердить замену последних двух членов команды Каданникова в совете директоров - Дмитрия Разоренова и Владимира Кучая (оба уже уволены с постов вице-президентов АВВА и АвтоВАЗа соответственно) - на представителя Роспрома Владислава Капустина и вице-президента АвтоВАЗа Александра Пронина.
автоваз построит завод двигателей
АвтоВАЗ ведет переговоры с российскими и зарубежными компаниями о строительстве завода двигателей в России, цитирует "Интерфакс" президента-гендиректора компании Игоря Есиповского. По его словам, рассматривается вариант использования наработок потенциальных партнеров АвтоВАЗа, в том числе зарубежных. При этом АвтоВАЗ уже разработал собственный двигатель, производство которого может начаться в кооперации с одной из зарубежных компаний. По данным источника агентства, АвтоВАЗ намерен построить завод двигателей мощностью до 600 тыс. моторов в год в Тольятти. Его строительство может обойтись в $300-400 млн. В настоящее время разработана концепция развития силовых агрегатов, которая передана на рассмотрение руководства завода.
Источник материала "Бизнес"
Пятница, 28 апреля 2006, 10:35
|