Телефония в привычном ее понимании обречена стать бесплатной, полагают западные VoIP-операторы. Будущее рынка — за IP-сетями, и, следовательно, за радикально новой бизнес-моделью.
Стремительное развитие технологии Voice over IP (VoIP) вынудит традиционные телефонные компании перестать взимать плату за обычную голосовую связь по телефону, а службы быстрого реагирования — привести свои технологические средства в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, полагает исполнительный директор сервиса Skype Никлас Зенстрем (Niklas Zennstrom). Выступая в Стокгольме на конференции VON Europe 2005, он подчеркнул, что факт трансформации телефонии из сети в программное приложение "меняет правила игры".
Одним из таких правил, которое подлежит радикальному пересмотру, является экономика телефонии. Основываясь на бесплатности таких VoIP приложений как Skype, которые не стоят их клиентам ничего (звонки также осуществляются бесплатно), г-н Зенстрем делает вывод о том, что "в будущем мы не сможем взимать плату за телефонные звонки".
Это, очевидно, потребует от телефонных компаний заново подыскивать себе место в жизни — бизнес-модель работы на этом рынке подвергнется коренному пересмотру. "Заглянув на 10 лет вперед, мы увидим, что всю прибыль телефонные компании будут получать от предоставления доступа в интернет, и ничего — от поминутной тарификации телефонных разговоров или аренды каналов".
При этом телефонные операторы с рынка телекома не уйдут, но им потребуется заменить современные телефонные линии на каналы широкополосного доступа в Сеть, полагает глава Skype. "Они всегда будут конкурентоспособны, поскольку кабели находятся в их владении", — подчеркивает он, указывая на то, что такие европейские операторы как BT и TeliaSonera уже готовятся к полному переходу на использование IP-сетей.
Как сообщает Silicon, Джеймс Энк (James Enck), аналитик компании Daiwa Securities, солидарен с ним во мнении о том, что игроки рынка телекома рано или поздно столкнутся с угрозой со стороны IP-телефонии. "Период самодовольного почивания на лаврах подошел к концу, — говорит он. — Если еще пару лет назад они и слышать не хотели про VoIP, то сегодня мы видим ощущение кризиса, стремление к безотлагательному поиску мер спасения, чего прежде не было".
Г-н Зенстрем также опроверг аргументы европейских и американских законодательных органов, требующих от провайдеров услуг IP-телефонии обеспечить их клиентам доступ к службам быстрого реагирования, а последним — информацию о местоположении звонящего, что в IP-сетях сделать невозможно в принципе.
Он сказал, что наряду с обеспечением VoIP-компаниями доступа к срочному вызову служб быстрого реагирования (в частности, по телефону 999), последним необходимо получать информацию не только с помощью обычных телефонных звонков, но и посредством текстовых сообщений, а также электронной почты. "Тем самым со службами экстренного реагирования можно будет связаться с помощью устройств любого класса", — считает он. При этом г-н Зенстрем подчеркнул, что Skype работает над поиском такого решения, и сделал особый упор на необходимости выработки технологии, позволяющей географически достоверно отображать IP-сети. "Важно, что инициатива в этой области исходит от нас, и политики не могут применить закон против нас", — заявил он.
В то время как клиентами Skype ежедневно становятся 150 тыс. новых пользователей, у платного сервиса SkypeOut имеется уже 1,4 млн. подписчиков, а компания намерена еще активнее привлекать клиентов за счет новой партнерской программы, многие эксперты полагают, что она все еще ищет наиболее реалистичную бизнес-модель. Тем не менее, г-н Зенстрем подчеркнул, что и сегодняшней моделью он вполне доволен. "Нам не нужно выставлять счета на значительные суммы", — указал он, поскольку сами услуги обходятся компании весьма недорого. Что касается такого показателя, как средняя прибыль в расчете на одного абонента, то здесь место Skype — не с такими компаниями, как Vodafone или BT, а с такими, как Google или Yahoo!. "Наш бизнес — копеечный, — подчеркнул г-н Зенстрем. — Одни медяки, но зато море клиентов".
Глава Skype сообщил также, что скоро ее клиенты смогут пользоваться услугами компании с помощью мобильных устройств на базе таких операционных систем как embedded Linux, Symbian и Windows Mobile. Тем не менее, даты появления на рынке сервиса "мобильный Skype" он пока не назвал.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Пятница, 27 мая 2005, 15:57
|