Начало 2006 г. ознаменовалось приходом нового игрока на российский телекоммуникационный рынок. Так, в понедельник стали известны подробности масштабных планов "покорения" отечественного рынка беспроводной связи совместной российско-американской компанией NuTel. Американская GlobeTel объявила о заключении контракта с ООО "Интернафта" (компании на паритетных началах владеют NuTel) на поставку и установку в 30 российских городах высокоскоростной сети передачи данных на основе технологий LAN, DECT и WiMAX. Аналитики и участники рынка пока недоумевают относительно того, что собой представляет компания "Интернафта", которая намеревается профинансировать этот проект, стоимостью 600 млн долл. Намерения NuTel за первые три года подключить 10 млн абонентов эксперты также восприняли с большим скепсисом.
Компания GlobeTel, зарегистрированная в США в июле 2002 г., имеет диверсифицированный бизнес в телекоммуникационной и финансовой сферах. В телекоммуникациях GlobeTel разрабатывает оборудование на основе технологии VoIP, WiMAX, DECT. Компания создала стандарт HotZone 4010 для организации сетей высокоскоростной передачи данных, которые могли предоставлять возможность клиентам пользоваться LAN, DECT и WiMAX. По данным компании, выручка GlobeTel в 2004 г. составила 29 млн долл., а убытки от операционной деятельности - 13,2 млн долл. Данных об ООО "Интернафта" в открытом доступе нет.
Как стало известно в понедельник, российским рынком беспроводной связи заинтересовалась дочерняя компания американской корпорации GlobeTel Communications - GlobeTel Wireless. Компания объявила инвесторам о заключении контракта на 600 млн долл. с российским ООО "Интернафта" о развертывании в 30 крупнейших городах РФ сетей беспроводного доступа в Интернет на основе технологии DECT и WiMAX. Как сообщили в GlobeTel, финансирование будет осуществляться несколькими траншами по 150 млн и 75 млн долл. в течение 27 месяцев. GlobeTel планирует устанавливать беспроводную сеть в группах по 10 городов, начиная с Москвы и Санкт-Петербурга. Новая сеть будет управляться совместной компанией NuTel Wireless, на паритетных началах контролируемой американской и российской сторонами.
Опрошенные RBC daily эксперты и участники рынка с недоумением восприняли новость о выходе нового и весьма амбициозного игрока на российский рынок, отметив, что ранее неизвестная компания (о существовании ООО "Интернафта" до самого последнего времени никто и не подозревал), скорее всего, имеет непосредственное отношение к одному или нескольким отечественным олигархам. Предположение о том, что к "Интернафте" может иметь отношение депутат Госдумы Сулейман Керимов (глава "Нафта-Москва"), пока подтверждений не получило. В "Нафта-Москва" RBC daily заверили, что компания не имеет никакого отношения к ООО "Интернафта". Связаться с г-ном Керимовым на момент написания статьи не удалось. Впрочем, некоторые эксперты не исключают связь "Интернафты" с нефтегазовой отраслью и, в частности, с "Нафта-Капитал", а приход Сулеймана Керимова в телекоммуникационную отрасль называют логичной в рамках диверсификации нефтегазового бизнеса: недавно бизнесмен купил одного из лидеров по добыче драгметаллов - компанию "Полиметалл", заплатив за нее почти 1 млрд долл.
В пресс-релизе GlobeTel отмечается, что российско-американская компания намерена продвигать совершенно новую технологию беспроводного широкополосного доступа в Интернет, основанную на совместимости стандартов DECT, WiMAX и Wi-Fi. "Эта система предоставляет возможности трех платформ по очень низкой цене, которая ниже WiMAX-продуктов, начинающих появляться на рынке. Наш беспроводной доступ будет стоить пользователям менее 50 долл.", - подчеркивается в сообщении. "Компания GlobeTel Wireless (ранее HotZone Wireless) планирует построить сеть в России на своем проприетарном (комбинация технологий WiMAX и Wi-Fi) оборудовании pre-WiMAX класса, - прокомментировала RBC daily ситуацию аналитик J'son & Partners Анна Орлова. - Соответственно, данное оборудование не может называться WiMAX-оборудованием, как это делается в релизе, потому что оно не проходит WiMAX-сертификацию и не входит в число первого оборудования, отданного на тестирование в лаборатории WiMAX-Форума".
Эксперты пока весьма скептически настроены по отношению к планам GlobeTel и "Интернафты" в России. "Трудно себе представить, что такая маленькая компания, последние годы работающая себе в убыток, может заткнуть за пояс крупнейших разработчиков беспроводных технологий, в частности, компанию Intel, которая имеет миллиардные бюджеты на развитие WiMAX-проекта", - сказал RBC daily аналитик ИК "Финам" Иван Кабулаев. Константин Анкилов из iKS-Consulting добавил, что стандарт WiMAX - пока "очень молодая" технология, еще не стандартизированная (в отличие от Wi-Fi). "У пользователей могут быть проблемы с совместимостью оборудования, которое к тому же пока очень дорогостоящее", - отметил аналитик iKS-Consulting в разговоре с RBC daily.
Тем не менее GlobeTel рассчитывает подключить около 10 млн абонентов в России за первые три года операционной деятельности. "GlobeTel полагает, что NuTel сумеет занять от 10% до 30% растущего российского рынка (беспроводного доступа, - RBC daily)", - подчеркивают в американской компании. Эксперты считают такие смелые планы нового игрока чересчур амбициозными. "Рынок широкополосного и беспроводного доступа у нас бурно развивается, на конец декабря 2005 г. в России было порядка 280 операторов, предоставляющих услуги беспроводного доступа, в основном Wi-Fi", - отметил Константин Анкилов. По мнению Анны Орловой, заявления GlobeTel - пока не более чем прогноз. "10 млн пользователей за 3 года подключить нереально, ведь на текущий момент весь рынок широкополосного доступа - это около 1 млн частных подключений, тогда как количество беспроводных подключений исчисляется несколькими десятками тысяч", - отметила г-жа Орлова.
Участники рынка пока предпочитают воздерживаться от официальных комментариев, отмечая, что "ничего не знают о новой компании". Впрочем, они настроены достаточно скептически в отношении новоиспеченного конкурента, не собираясь легко сдавать завоеванные позиции. "Пока заявления GlobalTel могут быть достаточно спекулятивными, - такое мнение высказала RBC daily старший консультант iKS-Consulting Татьяна Толмачева. - Смущает также "происхождение" российского партнера и сумма контракта, ведь 600 млн долл. - очень большие инвестиции, пока не ясно, когда они могут окупиться. Впрочем, иностранные компании, как правило, очень избирательно подходят к выбору бизнес-партнеров, тщательно проверяют их".
В настоящее время, когда бренд WiMAX как в мире, так и в России широко известен (а отечественный рынок является одним из наиболее привлекательных, по мнению экспертов, для данной технологии), многие компании стремятся выйти на рынок как можно раньше. "Действительно, игрок "Интернафта" пока является новым и неизвестным на рынке, к тому же очень закрытым. Если только компания не выбрала для себя определенную нишу (о которой пока не предоставляет информации), данное объявление о сделке можно считать лишь PR-ходом", - полагает Анна Орлова.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Среда, 11 января 2006, 13:54
|