На следующий день после заявления министра информационных технологий и связи Леонида Реймана о том, что финансы "Ростелекома" не пострадают от либерализации рынка дальней связи, менеджмент компании выступил с противоположным мнением. По словам замгендиректора компании, теперь рентабельность услуг дальней связи приблизилась к нулю. Однако заявлению "Ростелекома" не поверили ни аналитики, ни инвесторы, ни даже его акционер.
"Ростелеком" контролируется холдингом "Связьинвест". Выручка "Ростелекома" за 2004 г. - 37,5 млрд руб. Рентабельность компании по OIBDA за первое полугодие 2005 г. составила 36,4%.
"Рентабельность услуг междугородной и международной связи сейчас стремится к нулю, если даже не к отрицательному значению", — заявила вчера на коллегии Мининформсвязи замгендиректора "Ростелекома" Светлана Синадская. В "Ростелекоме" считают, что в снижении рентабельности виновата либерализация рынка дальней связи. Из-за нее, по словам Синадской, с 1 января у компании появились новые статьи расходов: платы операторам местной и зоновой связи за инициирование вызова, на компенсационные надбавки существенным операторам местной связи, на оплату агентских вознаграждений, на обслуживание абонентов и биллинг.
На снижение рентабельности влияет и несоответствие между тарифами на пропуск трафика и тарифами, по которым "Ростелеком" обслуживает абонентов. "Сейчас в структуре себестоимости минуты трафика затраты "Ростелекома" составляют 13%, а 87% приходятся на платежи другим операторам", — отметила Синадская.
Заявления "Ростелекома" о нулевой рентабельности привели рынок и его акционера в недоумение. Тем более что накануне министр информтехнологий и связи Леонид Рейман заверил, что либерализация не скажется отрицательно на "Ростелекоме". "Ситуация не может быть такой жуткой, это скорее политическое заявление: "Ростелеком" таким образом пытается надавить на министерство, чтобы получить преференции перед другими игроками на рынке дальней связи", — считает содиректор аналитического отдела "Уралсиба" Константин Чернышев. По его оценке, в этом году рентабельность "Ростелекома" по OIBDA составит 21,4%, в 2007 г. — 17,5%. "Заявление "Ростелекома" звучит слишком катастрофично", — согласен руководитель аналитического департамента Альфа-банка Андрей Богданов. По его оценке, рентабельность "Ростелекома" по OIBDA в 2006 г. составит 33%. "Связьинвест" не согласен с излишне пессимистическим настроением менеджеров "Ростелекома", тем более что это не подтверждается бюджетом компании на этот год", — говорит директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов. Инвесторы заявлению "Ростелекома" тоже, видимо, не поверили. Цена акций компании вчера на РТС выросла на 2,4%.
По словам Синадской, "Ростелеком" сейчас анализирует, какие действия он может предпринять для исправления ситуации. Компания планирует оптимизировать агентские затраты, думает о поиске альтернативных агентских схем и планирует диверсифицировать свой бизнес за счет услуг доступа к сети Интернет и широкополосного доступа. По мнению Синадской, сейчас ни "Ростелеком", ни другие операторы дальней связи не могут позволить себе резко снижать тарифы. "Даже если "Ростелекому" удастся сократить затраты на транзит трафика на 20%, то абонентские тарифы при этом снизятся всего на 2-3%", — считает Синадская. В МТТ, являющемся пока единственным официальным конкурентом "Ростелекома" на рынке дальней связи, на нулевую рентабельность не жалуются. Однако директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин согласен с Синадской, что резко снизить тарифы на дальнюю связь пока невозможно. "Сейчас существуют большие затраты из-за того, что зоновые операторы связи установили компенсационную надбавку сверх расчетной таксы, хотя эта надбавка уже учтена в самой таксе", — говорит Ладыгин. Получается, что зоновые операторы получают двойную прибыль, а себестоимость звонка по межгороду весьма высока, подчеркивает он. По его мнению, как только в этом вопросе будет наведен порядок, рентабельность повысится. Однако, по словам Синадской, некоторые конкуренты "Ростелекома" снижают тарифы на 20-60%. "Мы считаем, что эти компании работают не по правилам <...> и собираемся обратиться в Россвязьнадзор в связи с этой ситуацией", — подчеркнула Синадская.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 22 марта 2006, 10:49
|