"Транснефть" закончила строительство самого крупного в своей истории экспортного трубопровода с терминалом в городе Приморске на берегу Балтийского моря. Теперь через этот порт можно будет ежегодно экспортировать до 65 млн. тонн нефти, загружая одновременно 4 танкера.
Министра энергетики и промышленности Виктора Христенко на пронизывающем балтийском ветру два часа ждали не только журналисты. Нефтяные танкеры вместимостью 100-130 тонн каждый ждали, когда министр нажмет заветную кнопочку на диспетчерском пульте и в них польется нефть. Нефть полилась под мелодию "Славься!" Глинки и одобрительные гудки морских судов под панамскими и греческими флагами. С прошлой пятницы нефтяной терминал в Приморске, построенный "Транснефтью", способен одновременно обслуживать 4 танкера, а ежегодно через порт можно отгружать до 65 млн. тонн сырья - это на 15 млн. тонн больше, чем в прошлом году.
Торжественные мероприятия по такому случаю изначально планировались скромные - ждали только главу "Транснефти" Семена Вайнштока, чья компания за 5 лет строительства и $2.2 млрд. построила эту трубу. Но во время недавней встречи Виктора Христенко с Владимиром Путиным президент стал горячо поздравлять всех, кто участвовал в строительстве, и отметил его большую значимость. После такого открывать Приморск без торжеств было нельзя. Правда, ни нефтяные докеры, ни местные журналисты о высоких гостях из Москвы не знали. "Христенко - он ведь из Администрации президента?" - спрашивал за моей спиной один журналист другого. "Нет, он, кажется, из Министерства экономики", - гадал его коллега, пока они наконец вместе не открыли розданный пресс-релиз и не узнали его должность.
"Это блестящий для российской инфраструктуры проект с любой точки зрения: трубопроводной, терминальной и экологической, который подтверждает приверженность России инфраструктурной политике, - объяснял Христенко. - Мы имеем на Балтике 65 млн. тонн. Таким образом, Россия использует собственную территорию для снижения рисков транзитных стран".
После распада СССР отечественные нефтяные экспортеры потеряли возможность дешево вывозить сырье за рубеж, не пользуясь услугами стран-посредников, а у России остался лишь единственный глубоководный порт в Новороссийске. Но экспорт сырья через Черное море связан с ограниченной пропускной способностью пролива Босфор и постоянно меняющимися требованиями Турции по пропуску танкеров. "Наши танкеры стоят в очереди, а азербайджанские суда с нефтью пропускают быстро, - говорит источник "Известий" в "Транснефти". - А в Приморске ограничений нет, вся нефть сразу попадает на нефтяную биржу в Роттердаме".
Много слов сказал министр и об экологической безопасности проекта. Чтобы было убедительно, Христенко объявил, что терминал в Приморске чистит не только морскую воду в акватории, но еще и талую.
Источник газета "Финансовые известия"
Понедельник, 10 апреля 2006, 15:19
|