Российские власти серьезно задумались над диверсификацией поставок нефти в Европу после конфликта с Белоруссией. В частности, рассматривается идея расширения Балтийской трубопроводной системы. Однако аналитики предупреждают, что для этого требуется не только воля Москвы.
Из-за введения Россией с 1 января 2007 года пошлины на поставку нефти в Белоруссию в размере 180 долл. за тонну Минск начал отбор нефти из трубопровода "Дружба".
В результате поставки нефти в Европу были приостановлены. После переговоров на высшем уровне 11 января прокачка нефти восстановлена, а Россия снизила пошлину до 53 долл. за тонну.
Потери российских нефтяников за сутки простоя составили от 2 млн до 6 млн долл., а потери "Транснефти", по оценке Натальи Мильчаковой из брокерского дома "Открытие", — 8,5 млн долл. в день. Однако самый крупный ущерб был нанесен репутации России как надежного поставщика: Польша и Венгрия сообщили о планах использования стратегических резервов нефти, а ЕС потребовал "срочных и подробных объяснений".
Во избежание повторения схожей ситуации Россия в будущем планирует направлять значительные объемы нефти в Европу в обход белорусского участка "Дружбы", заявил вчера заместитель министра экономического развития и торговли России Андрей Шаронов в интервью немецкому изданию Berliner Zeitung. По его словам, российское правительство уже начало "интенсивные консультации с "Транснефтью", в частности по расширению мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС) на 45 млн т, до 120 млн т ежегодно. Это составляет половину нефтяного транзита через Белоруссию, указал замглавы Минэкономразвития.
Аналитики считают данный вариант малореализуемым. Надежда Казакова из МДМ-Банка говорит, что дешевле договориться с Белоруссией, ведь снижение объемов прокачки не ведет к уменьшению ее стоимости. При расширении мощностей нефтепроводов Одесса — Броды и БТС потребуется и аналогичное увеличение в портах доставки нефти в Европе, таких как Гданьск, Росток, отмечает она. По подсчетам Максима Шеина из "Брокеркредитсервиса", переориентация части белорусских поставок в Приморск сделает доставку барреля нефти в среднем на 1,5—2 долл. дороже, чем по "Дружбе".
Валерий Нестеров из ИК "Тройка Диалог" сомневается в успехе расширения БТС: "Приморск уже перегружен, не может принимать крупнотоннажные танкеры, датские порты также работают на полную мощность, к тому же другие страны могут быть против увеличения количества судов в Балтийском море". А Михаил Зак из ИК "Велес Капитал" указывает, что поставки по нефтепроводу Одесса — Броды также связаны с использованием "Дружбы" и "возникает вопрос транспортировки нефти до него".
Артем Кончин из ИК "АТОН" в качестве альтернативы "Дружбе" также называет поставки в черноморские порты Туапсе и Новороссийск, однако "там нет свободных мощностей". "Также можно использовать и железную дорогу. Например, именно таким способом сейчас доставляется российская нефть в Китай", — отмечает аналитик. По мнению г-на Шеина, доставка нефти по железной дороге сделает баррель дороже "минимум на 3 долл.".
ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА
Источник "РБК-daily"
Среда, 17 января 2007, 11:19
|