"Роснефть" инвестирует в строительство специальных судов для разработки шельфа 1,2 млрд долл., заявил вчера президент этой нефтяной госкомпании Сергей Богданчиков. Общие затраты на создание всего необходимого "Роснефти" оборудования для работы на шельфе он оценил в 84 млрд долл. Аналитики полагают, что такие огромные расходы госкомпания не сможет понести без участия зарубежных партнеров.
По планам Минпромэнерго, к 2010 году на российском шельфе будет добываться 10 млн т нефти и 30 млрд куб. м газа. К 2015 году Россия увеличит добычу нефти на шельфовых месторождениях в пять раз. Ресурсы шельфа составляют 100 млрд т условного топлива. Вчера на заседании конференции "Россия морская" президент "Роснефти" Сергей Богданчиков заявил, что первые 1,2 млрд долл. компания планирует истратить на строительство 27 судов для работы на шельфе, при этом три из них уже строятся. А к 2020 году для разработки шельфовых месторождений должно быть построено 49 платформ, 200 судов и 81 танкер. Затраты в создание этого оборудования г-н Богданчиков оценил в 2 трлн руб. (порядка 84 млрд долл).
Такие масштабные инвестиции предполагают существенное увеличение долгового бремени госкомпании, что может отразиться на ее капитализации и на уровне дивидендов. Уже сейчас долг "Роснефти" с учетом последних заимствований на выкуп активов ЮКОСа и реструктуризацию прежних задолженностей составляет около 34 млрд долл. Правда, около 10 млрд из них планируется погасить после оплаты долговых обязательств ЮКОСом, еще 4 млрд долл. госкомпания могла бы выручить за счет продажи непрофильных активов ЮКОСа, о желании избавиться от которых она заявляла ранее.
Михаил Зак из ИК "Велес Капитал" полагает, что "Роснефть" сама не будет тратить такие огромные средства, а разделит бремя затрат с зарубежными партнерами, например, с CNPC. По мнению аналитика, вложенные средства не получится окупить быстро. Он считает, что большая часть денег достанется иностранным предприятиям, ведь российские судостроительные заводы не смогут справиться с массовыми заказами такого уровня сложности.
Юрий Поляков, заместитель начальника отделения НТФ "Судотехнология" ЦНИИ технологии судостроения, отмечает, что у российских судостроительных предприятий достаточно конкурентов среди южнокорейских и японских компаний. А с учетом введения нулевой ставки таможенной пошлины на ввоз импортного оборудования для работы на шельфе можно ожидать, что госкомпании могут предпочесть разместить существенную часть заказа на зарубежных предприятиях.
Впрочем, генеральный директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности "Мурманшельф" Григорий Стратий надеется, что нынешняя реформа судостроительной отрасли поможет реализовать амбициозные планы госкомпаний по разработке шельфа и даст возможность реализовывать большую часть заказов в России. По его информации, уже сейчас такие заводы, как "Севмаш", "Адмиралтейские верфи", Балтийский судостроительный завод, реализующие заказы зарубежных недропользователей, разрабатывающих шельф, готовы поработать для "Роснефти" и "Газпрома".
По его мнению, заявленных инвестиций "Роснефти" может не хватить, если учесть, что часть из интересующих ее шельфовых месторождений содержит также газовые запасы. А способные работать в ледовой обстановке танкеры-газовозы в зависимости от вместимости и оборудования могут стоить от 100 млн до 500 млн долл. каждый. Юрий Поляков оценивает затраты на строительство одного танкера объемом 70 тыс. т нефти для работы на шельфе северных морей в 35—40 млн долл. По его оценкам, 1,2 млрд долл. должно хватить на 27 судов, однако эксперт полагает, что дальнейшие затраты госкомпании на оборудование для работы на шельфе в ходе реализации проекта могут существенно возрасти.
ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА
Источник "РБК-daily"
Четверг, 14 июня 2007, 17:23
|