ЛУКОЙЛ ведет около сорока судебных споров по части полного или частичного копирования собственного бренда, заявил вчера президент компании Вагит Алекперов. По его словам, главная сложность борьбы — в отсутствии законодательной базы, позволяющей регулировать подобные вопросы. Упор-ство ЛУКОЙЛа вполне понятно: его бренд — самый дорогой среди российских нефтегазовых компаний.
На начало 2007 года у ЛУКОЙЛа в России насчитывалось 1658 АЗС, при этом в Центральном федеральном округе, включая Москву и Московскую область, компания контролировала 7% розничного рынка нефтепродуктов. Как оказалось, заправок под брендом "ЛУКОЙЛ" гораздо больше, только к ним концерн не имеет никакого отношения. "В Москве действует около 50 АЗС, которые используют или наш товарный знак, или максимально приближенную к нему символику. Но с ними нет даже договора франшизы", — заявил вчера на пресс-конференции в рамках Клуба деловой журналистики РСПП президент компании Вагит Алекперов. По его словам, в связи с этим холдинг ведет около 40 судебных разбирательств в Москве и регионах, однако законодательная база РФ в данном вопросе не очень хорошо проработана.
ЛУКОЙЛ совсем недавно через суд добился от Роспатента аннулирования регистрации товарного знака LUXOIL. Социологическая экспертиза показала, что потребители считают эти знаки идентичными. В среду Роспатент подал в Арбитражный апелляционный суд Москвы жалобу на данное решение суда, дата рассмотрения пока не определена.
"ЛУКОЙЛ направляет немалые инвестиции в собственный бренд, его развитие. Адекватная защита бренда от недобросовестных участников рынка просто необходима и судебные процессы — это нормальная практика в данном случае", — говорит Константин Черепанов из "КИТ Финанс". ЛУКОЙЛу действительно есть что защищать: в списке самых ценных брендов 2006 года, по оценке Interbrand Zintzmeyer & Lux, компания заняла 4-е место из 40, ее стоимость оценена в 738 млн долл. (в 2005 году — 5-е место и 688 млн долл.). Это самая высокая позиция из российских нефтегазовых компаний. Ближайшие к ЛУКОЙЛу — "Славнефть" (5-е место, 637 млн долл.), "Роснефть" (6-е место, 631 млн долл.) и "Татнефть" (7-е место, 618 млн долл.), ни одна из них не вошла в список 2005 года. А лидер по капитализации "Газпром" занимает лишь 18-е место, его бренд оценен в 189 млн долл. (12-е место и 186 млн долл. в 2005 году).
Что касается данных дел, то решение будет приниматься в каждом конкретном случае в зависимости от того, насколько обозначение, регистрация которого оспаривается, схоже с торговым знаком LUKOIL, говорят в юридической фирме Tenzor Consulting Group. "Возможно, при этом будут назначаться специальные экспертизы, или, как это было при оспаривании регистрации товарного знака LUXOIL, проводиться опрос общественного мнения", — полагают юристы. "Крупные компании в подобных спорах, как правило, выигрывают. Ведь любой суд понимает, какой ущерб наносится деятельности компании от действий мелких выгодоприобретателей", — отмечает исполнительный директор рекламного агентства Sorec Артем Донец.
ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА
Источник "РБК-daily"
Пятница, 31 августа 2007, 11:58
|