12 октября в Астане, выступая на международной конференции "Стратегия "Казахстан-2030": итоги первого десятилетия и перспективы", президент Нурсултан Назарбаев заявил, что Астана намерена и далее диверсифицировать маршруты поставок своих углеводородов на международные рынки и надеется в этом на помощь Евросоюза.
По его словам, Казахстан "в полной мере осознает свою ответственность за обеспечение глобального энергетического баланса и безопасности в мире". "Уже к 2017 году мы войдем в десятку крупнейших экспортеров углеводородов, и эта позиция будет во многом определять экономическую роль Казахстана в динамично меняющейся системе мировых хозяйственных связей XXI века. Мы надеемся на тесное сотрудничество в этом вопросе с Евросоюзом", — подчеркнул в этой связи глава государства.
Это заявление было сделано сразу после встречи Назарбаева с верховным комиссаром ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой, посетившим Туркмению и Казахстан в рамках очередного "углеводородного" турне по Средней Азии. Тогда президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов публично заявил о намерении своей страны развивать экспорт газа в Европу, минуя Россию, а также присоединиться к проектам Транскаспийского газопровода и системе газопроводов "Набукко". О беседе Соланы с Назарбаевым ничего не сообщалось, однако известно, что, в частности, речь шла о трубопроводных поставках кашаганской нефти в Европу — через тот же Каспий и тоже в обход РФ.
Вторым знаковым событием стал Энергетический саммит в Вильнюсе, где 10—11 октября представители Польши, Литвы и стран ГУАМ вошли в консорциум по достройке нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка и Гданьска. Цель проекта — поставки каспийской нефти на восток Европы через Черное море в обход России. Поскольку нефть есть только у Азербайджана и Казахстана, на саммит приглашали и Назарбаева, но тот, чтобы не злить Москву, прислал министра энергетики. В проект "Одесса — Броды" Астана так и не вошла, однако дала понять, что в будущем, как и Азербайджан, могла бы поставлять туда нефть через терминалы Грузии. А постоянный выход к ним Казахстану может дать все тот же находящийся в проекте нефтепровод Кашаган — Баку.
Сокрушить нефтегазотранспортную монополию Москвы США, ЕС и среднеазиатские поставщики углеводородов пытаются давно, но, пожалуй, никогда еще их удары не были столь скоординированными. "Европейцы, как никогда, сосредоточены на Транскаспийском газопроводе (часть проекта "Набукко". — РБК daily) и с помощью Казахстана пытаются вовлечь в проект Туркмению, играя на амбициях Астаны, — отмечает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. — Но говорить о развороте в энергетической политике Казахстана пока рано. Очевидно, что на закрытых встречах Соланы с Назарбаевым, главой МИД Маратом Тажиным и премьером Каримом Масимовым шел очень серьезный торг. Астана хочет увеличить свою долю в прибыли Кашагана, претендует на роль председателя ОБСЕ в 2009 году, добивается признания в роли региональной державы. И, похоже, готова обменять все это на свое участие в Транскаспийском газопроводе". По словам эксперта, итоги этого торга прояснятся не ранее 20 октября, когда завершится первый раунд переговоров по Кашагану.
ВИКТОР ЯДУХА
Источник "РБК-daily"
Понедельник, 15 октября 2007, 14:05
|