|
| |
Реформа электроэнергетики. | |
Standard and Poor's считает приоритетными два основных фактора в реформе российской электроэнергетики - скорость реализации задуманных преобразований и эффективность новой системы регулирования, в особенности системы установления тарифов на монопольные виды деятельности и схему ценообразования на оптовом рынке электроэнергии. По мнению Standard and Poor's, крайне сложно будет завершить процесс реструктуризации и реформирования в сроки, изначально утвержденные федеральным правительством. Сложности могут возникнуть как с реорганизацией энергетических компаний, так и с внесением необходимых изменений в действующее законодательство.
Разрешение потенциальных конфликтов между РАО "ЕЭС России" и другими акционерами региональных АО-энерго может занять достаточно много времени. Ярким примером трудностей с реформированием АО-энерго служит ситуация с ОАО "Белгородэнерго", где интересы РАО "ЕЭС России" столкнулись с интересами другого акционера - ОАО "НК "Юкос". Значительное время потребуется для внесения изменений в действующее законодательство. В соответствии с программой реформирования предлагается внести изменения в Гражданский кодекс, Федеральные законы "Об электроэнергетике", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О естественных монополиях", а также в ряд указов президента и постановлений правительства.
По мнению Standard and Poor's, для повышения инвестиционной привлекательности энергетических компаний необходимо устранить "эксклюзивные" положения законодательства о банкротстве, касающиеся предприятий энергетического комплекса. Защищая электроэнергетические компании от банкротства, такая норма одновременно в значительной мере ослабляет мотивацию к исполнению ими своих долговых обязательств и повышает кредитный риск. По мнению Standard and Poor's, система регулирования - ключевой фактор кредитного риска в электроэнергетике. Благоприятная для электроэнергетических компаний система тарифного регулирования в Европе и Северной Америке позволяет этим компаниям финансировать значительную часть капиталовложений за счет заемных средств (соотношение долга к капитализации находится на уровне 50-60%, а в отдельных случаях достигает 85%), при этом сохраняя высокий инвестиционный (выше BBB-) кредитный рейтинг. Приоритетом в реструктуризации российской электроэнергетической отрасли должно стать создание системы тарифного регулирования на основе принципа "издержки плюс", а также прозрачной системы пересмотра тарифов. Пока остается неясным, как в новой отраслевой структуре будет работать новая система тарифного регулирования. Действующая система установления тарифов в значительной степени политизирована, поэтому тарифы зачастую отражают социальные приоритеты региональных властей, а не издержки компаний. При стабильной системе регулирования, по мнению Standard & Poor's, кредитный риск в деятельности по передаче электроэнергии (по магистральным и распределительным сетям) при прочих равных условиях ниже, чем в генерации, где будет действовать конкуренция. При этом за счет большей диверсификации по потребителям передача электроэнергии по магистральным сетям характеризуется меньшим уровнем кредитного риска, чем передача электроэнергии по распределительным сетям.
В генерации крупные компании считаются более привлекательными с точки зрения кредитного риска (при прочих равных условиях), чем компании, владеющие, скажем, одной электростанцией. Это объясняется более высокой диверсификацией, потенциальной возможностью реализации экономии на масштабе, а также более устойчивой позицией на рынке. Сбытовые компании, не имеющие собственных генерирующих активов, традиционно характеризуются высоким уровнем кредитного риска, так как они вынуждены приобретать электроэнергию по рыночным ценам, а продавать ее - по регулируемым тарифам. В связи с этим вертикальная интеграция деятельности по генерации и сбыту, которая имеет место в большинстве европейских стран, Канаде и Соединенных Штатах, существенно снижает кредитный риск. Что же касается влияния суверенных рисков, то без использования инструментов их снижения кредитный рейтинг предприятий российской электроэнергетики будет ограничен суверенным рейтингом. Только лучшие компании смогут приблизиться к уровню кредитоспособности Правительства России. По мнению Standard & Poor's, ближайшие два-три года станут ключевыми в определении перспектив развития российской электроэнергетической отрасли и национальной экономики в целом. Без структурных реформ Россия не сможет обеспечить даже невысокий уровень экономического роста. Развитие российского топливно-энергетического сектора во многом определяет развитие всей национальной экономики. В связи с тем, что Европа импортирует значительный объем энергетических ресурсов из России, развитие российской экономики, безусловно, будет оказывать влияние и на структуру европейского энергетического рынка.
Источник материала Информационное Агентство "Финмаркет".
Понедельник, 1 апреля 2002, 15:29
|
Материалы сайта носят исключительно информационный характер и не могут
рассматриваться как оферта к заключению сделок. Несмотря на то,
что были приложены значительные усилия, чтобы сделать информацию
как можно более достоверной и полезной, мы не претендуем
на ее полноту и точность. Ни финансовая компания «Профит Хауз»,
ни кто-либо из её представителей или сотрудников не несет
ответственности за любой прямой или косвенный ущерб, наступивший
в результате использования информационных материалов сайта. |
|
|
|
|