18 апреля состоялось очередное заседание правления ОАО "Газпром", на котором были, в частности, рассмотрены итоги работы компании в осенне-зимний период 2001/2002 гг. и задачи по подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду. На заседании было отмечено, что в осенне-зимний период 2001/2002 гг. предприятия компании обеспечили устойчивое газоснабжение отечественных и зарубежных потребителей. За отчетный период было добыто 281,3 млрд куб. м газа, что на 2,8 млрд куб. м больше, чем за аналогичный период 2000/2001 г. Увеличение объемов добычи стало возможно за счет ввода в эксплуатацию Заполярного месторождения (за этот период на месторождении было добыто около 14 млрд куб. м газа), а также подключения 20 скважин на Харвутинской площади и ввода установки предварительной подготовки газа на Ямбургском ГКМ. Суточная добыча по "Газпрому" иногда превышала 1,5 млрд куб. м. Предприятия "Газпрома" более чем на 110 проц. выполнили план по добыче газового конденсата и нефти. Всего было добыто более 101 млн тонн газового конденсата и нефти. В период подготовки к зиме в ПХГ на территории России были созданы запасы товарного газа в объеме 60 млрд куб. м. В 2001 г. на российский рынок было поставлено 231 млрд куб. м газа. В том числе предприятиям электроэнергетики - 140,6 млрд куб. м, что на 5 млрд куб. м превысило задание правительства и на 4,4 млрд куб. м больше чем в 2000 г. Поставки газа потребителям коммунально-бытового сектора составили 72,5 млрд куб., м, что на 7,7 млрд куб. м больше чем в 2000 г. Уровень оплаты за текущие поставки газа составил более 93 проц. Задолженность потребителей за год снизилась на 35,2 млрд руб. и на 01.03.2002 г. составила 46,7 млрд руб.
На заседании правления "Газпрома" были одобрены основные принципы перспективной политики ценообразования на газ на внутреннем рынке, сообщает пресс-служба компании. Правление считает, что для реализации политики ценообразования на газ необходимо принять на федеральном уровне программу поэтапного совершенствования цен на газ, рассчитанную до 2010 года. В соответствии с разработанным "Газпромом" проектом программы, на первом этапе (2002-2003 гг.) предусматривается возмещение всех обоснованных затрат на добычу, транспортировку, хранение и реализацию газа, а также ранее взятых кредитов для реализации инвестпроектов. Начиная с 2003 г., предлагается расширить сегмент нерегулируемого рынка за счет введения биржевой торговли газом по свободным ценам. На втором этапе - в 2004 г. должна быть введена диверсификация цен на газ для конечных потребителей в зависимости от режима и сезона потребления. К 2005 г. предлагается ликвидировать перекрестное субсидирование по категориям потребителей и регионам. Параллельно необходимо осуществить переход к применению договорных цен на газ для потребителей (кроме населения), а также ввести госрегулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам. В результате в 2006 г. можно будет поднять оптовые цены на газ до уровня, который бы позволил обеспечить самофинансирование отрасли. На третьем этапе (начиная с 2007 г.) следует заложить в цену газа налог, который должен взиматься с потребителей, использующих газ в качестве топлива. В 2010 г. предполагается доведение цены на газ до уровня, обеспечивающего рациональное соотношение цен на энергоресурсы. В рамках реализации предлагаемой программы, целесообразно предусмотреть ежегодное повышение цен на газ на 25 проц. (без учета инфляции) в период с 2003 по 2006 г. Как показывают расчеты ученых, такой темп роста газовых цен окажет несущественное влияние на российскую экономику.
|