Ассоциация менеджеров России и издательский дом "Коммерсантъ" составили очередной интегральный рейтинг "1000 самых профессиональных менеджеров России". В июньском номере ежемесячного делового журнала "Секрет фирмы" (приложение к журналу "Деньги") опубликован список лучших из лучших. Среди них - генеральный директор ОАО "Читаэнерго" Сергей Борисович Тихонов. 215 экспертов из ведущих инвестиционных, консалтинговых и аналитических компаний, представители федеральной и региональной власти и деловых объединений оценили профессиональные качества руководителей российских предприятий по семи критериям эффективности - личностной, финансовой, корпоративной, коммерческой, инновационной, социальной и коммуникативной. Отметим, что Сергей Борисович Тихонов стал единственным представителем Читинской области в столь престижном Российском рейтинге. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с первым руководителем энергосистемы Забайкалья. Тема нашего разговора - тарифы.
Сергей Борисович, относительно тарифов на электрическую энергию в Читинской области не высказывался, пожалуй, только ленивый…
Да, в последнее время со стороны потребителей ОАО "Читаэнерго" можно нередко услышать упреки относительно тарифов на тепловую и электрическую энергию. Но вместе с тем никто почему-то не занимается вопросами экономии энергоресурсов. А ведь возможности для этого поистине громадные. По оценкам экспертов, потенциал такой экономии в нашей стране составляет от 35 до 45 процентов всей потребляемой энергии. В денежном выражении это означает, что можно было бы экономить около 20 млрд. долларов ежегодно. Во всем мире экономия энергоресурсов является одним из наиболее действенных инструментов эффективного хозяйствования. Россия, к сожалению, является в этом плане исключением.
Сегодня крупные промышленные потребители выражают недовольство той тарифной политикой, которую проводило государство в последние годы. Как Вы думаете, ликвидация перекрестного субсидирования - панацея для отечественного производителя?
Политика расчетов тарифов на тепловую и электрическую энергию в Читинской области последние несколько лет была направлена на защиту населения от высоких цен. При формировании тарифов всегда брался за основу принцип перекрестного субсидирования. Т.е. для потребителей-доноров (в том числе промышленных) традиционно устанавливались тарифы, размер которых компенсировал некоторую часть затрат на генерацию и доставку энергии всем остальным абонентам. Основная нагрузка по платежам за энергоресурсы возлагалась на предприятия и юридические лица. Такая методика ценообразования была утверждена Правительством еще в 1993 году. В 1997 году была принята другая методика расчета тарифов, в соответствии с которой необходимо в первую очередь, учитывать уровень напряжения потребляемой электроэнергии (чем выше класс напряжения, тем, соответственно, меньше затрат на доставку энергии потребителю).
Очевидно, что меньше всех за электроэнергию должны платить потребители, электроснабжение которых осуществляется по линиям высокого напряжения, а самую высокую - абоненты низковольтной сети. Ведь для того, чтобы доставить электроэнергию в розетку обычной квартиры требуется дополнительное оборудование - трансформаторы, воздушные и кабельные линии электропередачи и т.д. Кроме того, для нормального функционирования такой сложной разветвленной электрической цепи необходим обслуживающий и ремонтный персонал. Естественно, по величине затрат на распределение и доставку конечные 220 вольт превосходят то напряжение, на котором работают мощные промышленные предприятия. Однако, несмотря на изменения методики расчета тарифов, еще два года она не применялась ни в одном из регионов РФ. И делалось это исключительно из политических соображений. Ведь установление тарифов на тепловую и электрическую энергию - прерогатива исполнительных органов власти субъекта Федерации, а именно - региональной энергетической комиссии (ее специалисты решают, какая группа потребителей по какому тарифу будет платить).
Только начиная с 1999 года по требованию крупных промышленных потребителей в регионах, где производство развито на высоком уровне, а потребление с линий низкого напряжения составляет не более 10 % от всего полезного отпуска электроэнергии, тарифы начали устанавливать согласно новой методике. Вообще отказ от перекрестного субсидирования предусмотрен рядом Постановлений Правительства и предусматривает поэтапную ликвидацию тарифного дисбаланса среди отдельных категорий потребителей (населения и промышленных потребителей). От того, насколько администрации регионов реализовывали в предыдущие годы решения Правительства, зависят масштабы перекрестного субсидирования сегодня и степень последствий от их ликвидации в ближайшие годы.
То есть в каждом регионе страны ситуация особая?
Есть несколько регионов, где перекрестное субсидирование уже полностью ликвидировано; в значительной части регионов (более 30) повышение тарифов на электроэнергию для некоторых групп потребителей при ликвидации перекрестного субсидирования составит от 1 до 30%. Однако в 15 регионах рост тарифов на электроэнергию для отдельных групп составит от 30 до 60%, еще более чем в 20 регионах - от 60 до100%. Наиболее сложная ситуация в 8 регионах (Курская, Белгородская, Камчатская, Иркутская, Читинская, Оренбургская области, Кузбасс, Алтай), где масштабы перекрестного субсидирования столь велики, что его единовременная ликвидация может привести к росту тарифов на электроэнергию для отдельных групп населения на 150-250%. Все это требует незамедлительного принятия Правительственной программы поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, особенно по регионам со значительными масштабами перекрестного субсидирования, где процесс его ликвидации займет несколько лет. Одновременно с ростом тарифов для субсидируемых групп потребителей будут снижаться тарифы для потребителей, которые сегодня являются донорами (прежде всего промышленные потребители). Для них тарифы будут снижены в два и более раз, что должно повысить конкурентоспособность промышленности, способствовать дальнейшему росту производства и, наверное, росту оплаты труда - для расчетов за электрическую энергию.
Однако при этом не возникает опасения, что та часть населения, которая сегодня проживает за чертой бедности, не сможет самостоятельно рассчитываться за свет и тепло?
В Читинской области основными потребителями электроэнергии являются железная дорога и население. Причем доля последней группы в общем объеме абонентов низковольтной сети составляет 54 %. При принятии тарифов на электрическую и тепловую энергию Региональная энергетическая комиссия Читинской области в интересах сохранения экономической безопасности, до настоящего времени продолжала руководствоваться именно отмененной методикой перекрестного субсидирования. Но со 2-го апреля 2002 года Правительством РФ было принято новое Постановление № 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии". В соответствии с новыми принципами ценообразования Региональная энергетическая комиссия должна пересмотреть тарифы для населения и остальных потребителей низковольтной сети в сторону увеличения. Причем не менее чем в два раза. Очевидно, что при этом некоторая часть жителей Читинской области просто не сможет рассчитаться за электроэнергию по той цене, которую она на сегодняшний день фактически составляет. Т.е. необходимы дотации для наиболее незащищенных слоев населения. По самым скромным подсчетам, сумма дотаций в год должна быть не менее 350 млн. рублей, при условии, что тариф для малообеспеченных слоев населения останется на прежнем уровне. Эти средства должны быть предусмотрены при формировании областного бюджета уже на 2003 год.
А если этого не произойдет?…
Энергетикам не важно, откуда поступят деньги за свет и тепло. Важно, чтобы их было достаточно для нормальной, надежной и устойчивой работы энергосистемы. В настоящее время проблема энергоснабжения становится делом политическим, заботой не только ОАО "Читаэнерго", но и органов местного самоуправления. Необходимо срочно решить вопрос: кто будет платить за электроэнергию, кто будет жить со светом, и куда мы идем?…
Пресс-центр ОАО "Читаэнерго".
Понедельник, 22 июля 2002, 16:16
|