Генеральный прокурор доложил главе государства все детали расследования, которые находятся в почти 100-страничном докладе, подготовленном для президента России.
"В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической (учебной) торпеды внутри четвертого торпедного аппарата", - заявил генпрокурор. После взрыва торпеды произошел взрыв боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке "Курска".
Владимир Путин попросил Генерального прокурора "проинформировать общественность о причинах катастрофы".
"Сами специалисты Военно-Морского флота и судостроители говорят о том, что такого объективного всестороннего глубокого расследования причин катастрофы подобного рода в истории флота еще не было", - заявил Путин.
Как передает "Интерфакс", глава государства рассчитывает, что "все специалисты будут иметь возможность ознакомиться с материалами следствия с тем, чтобы сделать выводы практического характера на будущее".
Путин попросил генпрокурора рассказать ему о своем видении всего, что связано с гибелью подводной лодки. Устинов подчеркнул, что "аналогов расследования такого происшествия в мире нет".
В ходе следствия по делу о гибели "Курска" было выдвинуто 18 версий
В ходе следствия по делу о гибели атомохода "Курск" было выдвинуто и проверено 18 рабочих версий. Об этом Устинов сообщил на пресс-конференции в пятницу в Москве.
По его словам, основными из них являлись: столкновение "Курска" с российским или иностранным подводным или надводным кораблем, поражение "Курска" торпедой или ракетой российским или иностранным подводным или надводным кораблем, диверсия, теракт, подрыв на мине времен Великой Отечественной войны, гибель "Курска" в результате нештатной ситуации с его вооружением.
"В ходе следствия все выдвинутые рабочие версии тщательно проверены. Собраны исчерпывающие сведения о крейсере и его техническом состоянии, о готовности экипажа и крейсера к выходу в море, о вооружении атомохода, о подготовке и ходе учений, об обстоятельствах катастрофы, ее последствиях и последующей поисково-спасательной операции", - отметил Устинов.
Кроме того, по его словам, при проверке выдвинутых версий была проведена оценка собранных доказательств, включая данные, представленные из Великобритании, ЮАР и Норвегии.
"Процесс расследования, само уголовное дело о гибели АПРК "Курск" и его экипажа являются уникальными", - подчеркнул В.Устинов.
По его словам, ранее опыта расследования подобных происшествий на море в России не было. Генпрокурор высказал уверенность, что такой опыт уникален и в мировой практике расследования причин техногенных катастроф.
Военачальники, понесшие наказание в связи с катастрофой "Курска", не будут привлекаться к уголовной ответственности
Генпрокурор РФ Владимир Устинов заявил, что в ходе следствия по делу гибели "Курска" выявлены нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, допущенные должностными лицами Военно-морского Флота России.
"Как известно, все эти лица наказаны и наказаны очень жестко", - сказал Устинов на пресс-конференции в пятницу в Москве. Вместе с тем генпрокурор подчеркнул, что "эти нарушения не состоят в причинной связи с гибелью подлодки "Курск" и ее экипажа, что исключает привлечение кого-либо из них к уголовной ответственности".
Генпрокурор сообщил, что министру обороны РФ внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения.
По словам Устинова, уголовное дело состоит из 133 томов, 38из них содержат сведения, составляющие государственную тайну, вследствие чего возможность предать гласности материалов уголовного дела в полном объеме отсутствует.
Генпрокурор заявил, что следствие не считает виновным в катастрофе кого-либо из 118 погибших членов экипажа АПРК "Курск".
Устинов сказал, что принято решение прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления в отношении лиц, участвовавших в проектировании, изготовлении, хранении и эксплуатации учебной торпеды 65-76А.
Ранее правительственная комиссия сделала официальный вывод о том, что "Курск" погиб в результате теплового взрыва компонентов топлива торпеды 65-76.
Как сообщил член комиссии депутат Госдумы вице-адмирал Валерий Дорогин, "после теплового взрыва последовал пожар и повышение давления в первом отсеке, из-за чего произошла детонация всего боезапаса".
По его словам, лежащие в подлодках на стапелях торпеды находятся в неснаряженном состоянии, то есть без запальных компонентов, поэтому их самопроизвольный взрыв невозможен. Однако резкое повышение температуры и давления спровоцировали необратимую реакцию, отметил вице-адмирал.
"После первого взрыва погибли все находившиеся в первом отсеке люди, частично погибли подводники и во втором отсеке, остальные были тяжело контужены, - сказал Дорогин. – Второй взрыв привел к гибели всей лодки".
Он также сообщил, что комиссия приняла решение о подрыве оставшихся на дне Баренцева моря фрагментов субмарины.
Таким образом, заявил Дорогин, правительственная комиссия сделала официальное заключение о гибели АПЛ "Курск", и ее члены подписали акт о завершении работы.
Министр науки, промышленности, и технологий Илья Клебанов пояснил, что торпедное топливо на "Курске" взорвалось в результате утечки перекиси водорода. "Изучение полученных в ходе работы материалов, в том числе фрагментов первого отсека АПЛ "Курск", поднятых в июне этого года со дня Баренцева моря, дало возможность прийти к выводу, что причиной аварии стал тепловой взрыв компонентов топлива торпеды класса 298А ПВ. Он произошел в результате утечки перекиси водорода и возгорания материалов в торпедном аппарате", - сказал Клебанов в интервью "Интерфаксу".
Он сообщил, что АПЛ "Курск" погибла вследствие второго взрыва, происшедшего в результате детонации части боезапаса в первом отсеке. "С этим заключением согласились все члены правительственной комиссии", - сказал Клебанов.
АПЛ "Курск" затонула 12 августа 2000 года во время учений Северного флота. Все находившиеся на ее борту в момент аварии 118 человек погибли.
Источник материала Newsru.com.
Пятница, 26 июля 2002, 15:23
|