Министерство финансов РФ внесло в правительство РФ вечером 8 августа проект федерального бюджета на 2003г с профицитом 72 млрд 064,9 млн руб или 0,6 проц ВВП. Доходы федерального бюджета в 2003 г предполагаются на уровне 2 трлн 400 млрд 664,1 млн руб или 18,5 проц ВВП, расходы - 2 трлн 328 млрд 599,2 млн руб или 17,9 проц ВВП.
Инфляция запланирована в пределах 10-12 проц, прирост денежной массы - порядка 25 проц. Банк России должен осуществить платежи по обязательствам правительства РФ в сумме свыше 23 млрд руб. Согласно проекту бюджета на 2003 г, внешний долг РФ /с учетом предельного размера гарантий/ должен сократиться к концу 2003 г до 123,4 млрд долл /включая долг бывшего СССР/, а государственный внутренний долг - до 815,1 млрд руб, что в совокупности составляет 39,6 проц ВВП против 44,8 проц по ожидаемой оценке на конец 2002 г.
Объем привлечения на рынке государственных ценных бумаг в 2003 г планируется в размере 162,6 млрд руб, объем погашения - 112,9 млрд руб. Чистое привлечение составит 49,7 млрд руб. Сальдо операций по государственному внутреннему долгу составит 24.2 млрд руб. Доходность по краткосрочным облигациям оценивается в размере 13-14,5 проц, по среднесрочным и долгосрочным инструментам - 15-17 проц годовых.
Минфин планирует до 2005 г полностью погасить задолженность по товарному долгу и значительно увеличить выплаты по дореформенным сбережениям; в 2003 г всего на эти цели будет израсходовано порядка 21.5 млрд руб. Платежи по погашению государственного внешнего долга составят 10,8 млрд долл, что на 4 млрд долл превышает сумму погашения основного долга в 2002 г. Для обеспечения предусмотренных в 2003 г платежей по погашению внешнего долга предусмотрено увеличение доходов от приватизации федерального имущества до 51 млрд руб, что на 16 млрд руб больше поступлений текущего года. Наибольшие поступления в предстоящем году предусматривается получить при продаже пакетов акций ОАО "Связьинвест", "Славнефть" и "Магнитогорский металлургический комбинат".
Привлечение внешних источников в 2003 г, согласно документу, составит всего 680 млн долл. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Гохрана в 2003 г будет осуществляться в сумме до 32 млрд руб. Как отмечается в основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2003 г, налоговое бремя в 2003 г снизится на 0,4 процентных пункта ВВП. При этом повышение эффективности налогового администрирования позволит сохранить в 2003 г высокую планку собираемости налоговых доходов на уровне ожидаемой оценки текущего года - 95,4 проц. При разработке параметров бюджета на 2003 г учтены следующие меры по совершенствованию налогового законодательства.
- Полная ликвидация налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств.
- Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства путем введения упрощенной системы налогообложения.
- Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в иностранной валюте.
- Индексация специфических /установленных в абсолютной сумме на единицу измерения/ ставок акцизов в целях сохранения относительного уровня налоговых поступлений от акцизов в бюджет в условиях роста среднего уровня цен на потребительские товары в предшествующие периоды и прогнозируемого уровня инфляция в 2003 г. Все специфические ставки акцизов, за исключением акцизов на пиво, табачные изделия и нефтепродукты, проиндексированы на 15 проц, ставки акциза на пиво - на 25 проц, на табачные изделия - в среднем на 80 проц.
- Индексация в 2003 г ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза.
Учет в целях налогообложения переоценки основных фондов, произведенной налогоплательщиками на 1 января 2002 г в размере, не превышающем 30 проц от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств.
Дополнительные поступления в бюджетную систему налоговой задолженности прошлых лет, включая процентные платежи, оцениваются в расчете на год в 25,3 млрд руб, в том числе в федеральный бюджет - 22,9 млрд руб. Общий объем поступлений в федеральный бюджет доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от деятельности государственных и муниципальных предприятий прогнозируется на 2003 г в сумме более 83,2 млрд руб. Объем доходов консолидированного бюджета /с учетом единого социального налога/, рассчитанный в условиях изменения налогового законодательства, прогнозируется в сумме 3,96 трлн руб /30,52 проц ВВП/ или со снижением против уровня указанных доходов, рассчитанных в условиях действующего законодательства, на 4,1 млрд руб /0,03 проц ВВП/.
Бюджетная политика в области расходов на 2003 г строится исходя из следующего:
- ограничение роста непроцентных расходов бюджета РФ как доли ВВП в размере не выше 13 проц;
- определения величины бюджетных расходов исходя из финансового обеспечения принятых гособязательств, за исключением приостанавливаемых вследствие необеспеченности финансовыми ресурсами;
- концентрации бюджетных средств в соответствии с правительственными приоритетами;
- завершения разграничения доходных и расходных полномочий РФ и субъектов РФ и обеспечение на этой основе сбалансированности бюджетов всех уровней.
Объем расходов в 2003 г в реальном выражении сохранится на уровне 2002 г. При этом объем непроцентных расходов /без учета единого социального налога/ в реальном выражении возрастет на 2 проц при росте экономики на 4,4 проц. Это достигнуто в результате снижения доли расходов на обслуживание госдолга на 1,1 процентный пункт за счет сокращения и удлинения заимстований. В структуре расходов федерального бюджета доля непроцентных расходов возрастет на 1 процентный пункт и составит 72,7 проц. Уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета в 2003 г в сопоставимых условиях как доля ВВП будет снижаться и составит 24,7 проц ВВП против 25,3 проц по ожидаемой оценке текущего года, что вызвано как сокращением расходов федерального бюджета, так и оптимизацией расходной части бюджетов регионов.
Важнейшими приоритетами бюджетных расходов в 2003 г определены обеспечение обороны и безопасности, судебная реформа, развитие науки и образования.
Доля расходов федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в общем объеме федерального бюджета составит в 2003 г 25,4 проц, что превышает уровень 2002 г на 1,9 процентных пункта. Расходы на национальную оборону планируются в сумме 346.1 млрд руб, на правоохранительную деятельность - 244,8 млрд руб. Объем ассигнований на судебную реформу предусмотрен в размере 25,5 млрд руб, что на 33,2 проц больше уровня текущего года. Доля расходов на судебную систему в общем объеме расходов составит 1,1 проц, что выше уровня 2002 г на 0,1 процентный пункт. Бюджетный законопроект предусматривает повышение денежного содержания судей с 1 октября 2003 г в 1,4 раза. Общий объем ассигнований на науку в 2003 г предусмотрен в сумме 39,9 млрд руб, что на 34 проц выше объема уточненных бюджетных назначений на 2002 г. Впервые в расходах бюджета отдельно предусмотрены ассигнования на научное сопровождение важнейших инновационных проектов госудасртвенного значения и ресурсное обеспечение центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Расходы на эти цели возрастут на 40 проц и составят 9,8 млрд руб.
Расходы бюджета на образование в 2003 г составят 97,3 млрд руб - на 21,5 проц больше по сравнению с 2002 г. Надбавки к должностным окладам профессорско-преподавательскому составу вузов за ученую степень возрастут в 3 раза, стипендии студентам с 1 сентября 2003 г возрасту в 2 раза. На реализацию образовательных федеральных целевых программ предполагается ассигновать 3,6 млрд руб.
В предстоящем году предусмотрено продолжить финансирование 47 федеральных целевых программ, общий объем ассигнований на эти цели составит 94,2 млрд руб против 92,3 млрд руб в 2002 г. Наибольшее число программ - 12 - направлено на реализацию приоритета "Новая экономика", на эти цели предусмотрено выделить 21,6 млрд руб. 10 программ включены в приоритет "Развитие инфраструктуры" с общим финансированием в сумме 19,5 млрд руб. 10 программ учтены по приоритету "Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды" с финансированием в сумме 13,8 млрд руб. 8 программ предусмотрены по приоритету "Региональный паритет" с объемом финансирования 26,6 млрд руб. 5 программ направлены на реализацию приоритета "Новое поколение" с объемом финансирования 4,9 млрд руб. 3 программы обеспечивают реализацию приоритета "Реформа правосудия" /7,7 млрд руб/.
Помимо мер налогового регулирования, в 2003 г предусматривается оказание финансовой помощи регионам из федерального бюджета в сумме 326,5 млрд руб. Доля налоговых доходов федерального бюджета с учетом средств, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в виде финансовой помощи, оценивается в 47,4 млрд руб.
Как ожидается, правительство рассмотрит проект федерального бюджета на 2003 г на заседании 15 августа. Согласно Бюджетному кодексу, проект федерального бюджета должен быть внесен в Государственную Думу до 26 августа.
Предусмотренные параметры бюджета достаточно оптимистичны. Следует отметить, что Министерство финансов планирует их исполнять вне зависимости от цен на нефть. Однако планируемый рост экономики остается достаточно средним. Министерство финансов уже пересмотрело прогноз общего профицита бюджета на этот год в сторону снижения. С учетом так называемых обусловленных расходов бюджета (расходов, чье существование зависит от сбора дополнительных доходов) профицит снижен с 1,63% ВВП до 0,53% ВВП, т. е. втрое. В будущем году профицит планируется в размере 0,6% ВВП.
Источник материала Агентство экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС".
Пятница, 9 августа 2002, 12:54
|