Цена проектируемого "ЮКОСом" нефтепровода от Ангарска до китайского Дацина выросла, поэтому "ЮКОС" намерен проверить расчеты "Транснефти". Как рассказал директор представительства "ЮКОСа" в Пекине Сергей Присяжнюк, уточнять подсчеты "Транснефти" будут недавно купленная "ЮКОСом" английская компания John Brown и немецкая ILF. Сейчас технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта проходит государственную экспертизу, которая, по расчетам "ЮКОСа", продлится от 3 до 9 месяцев. За это же время консультантам предстоит дать и ответ о стоимости трубопровода.
Проект по поставке нефти в Китай предусматривает экспорт из России 30 млн тонн нефти в год. Протяженность части трубопровода, которая пройдет по российской территории, составит около 1500 км, по китайской - 800 км. "ЮКОС" рассчитывал цену всей трубы примерно в 2 млрд долл., теперь столько стоит только российский участок. Чтобы проложить нефтепровод по Китаю, понадобится еще 800 млн долл.
Свое ТЭО строительства трубопровода Россия - Китай "Транснефть" подала в правительство одновременно с альтернативным проектом Ангарск - Находка. Протяженность нефтепровода "Транснефти" в два раза больше, а его стоимость, по словам замначальника отдела внешнеэкономических связей "Транснефти" Виктора Артюхова, оценивается в 4 млрд долл.
"ЮКОС" надеется, что правительство склонится к его варианту. Компания продолжает переговоры с Китайской национальной нефтяной компанией (КННК). В понедельник стороны проведут очередную встречу, где обсудят соглашение о поставке нефти сроком на 25 лет. В "ЮКОСе" хотели бы достичь договоренностей до конца года. Затем оно будет закреплено межправительственным соглашением.
В первые пять лет действия трубопровода по нему должно прокачиваться по 20 млн тонн нефти в год, а затем до 30 млн тонн. По нефтепроводу планируется экспортировать 700 млн тонн нефти на сумму около 140 млрд долл., говорят в "ЮКОСе". По нынешнему плану каждая сторона будет финансировать свой участок трубы. Для управления каждым из них создадут отдельные предприятия.
Если правительство склонится к варианту "ЮКОСа", ему еще придется решить вопрос о собственности трубопровода: будет он частным (так как на его строительство будут затрачены средства частных компаний) или государственным (тогда оператором может стать "Транснефть").
|