ОАО НК "ЛУКОЙЛ" рассматривает возможность продажи части
своего ледового танкерного флота в рамках реструктуризации
бизнеса. По мнению независимых экспертов, опрошенных
МФД-ИнфоЦентр, это никоим образом не скажется на реализации
недавно презентованного проекта поставок российской нефти
консорциумом российских нефтяных компаний, поскольку
поставки будут идти из нефтяного терминала в Мурманске,
который имеет круглогодичную незамерзающую бухту.
Как отмечают "Ведомости" в своей сегодняшней статье,
аналитики, опрошенные "Ведомостями", приветствуют столь
решительный шаг "ЛУКОЙЛа" в направлении анонсированной им в
этом году реструктуризации бизнеса. Флот "ЛУКОЙЛа" состоит
из 10 танкеров ледового класса грузоподъемностью 15 тыс. и
20 тыс. т, построенных в 1997 - 2002 гг. на верфях в
Висмаре (Германия) и "Адмиралтейских верфях" в
Санкт-Петербурге. Компании также принадлежат 5 танкеров
класса "река - море", два из которых достраиваются в
Волгограде. Суда находятся в собственности 100%-ной "дочки"
"ЛУКОЙЛа" - "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" (ЛАТ). Ее задолженность
по судостроительной программе (кредиты и займы под гарантии
"ЛУКОЙЛа") с учетом процентов на 1 августа составляла 527
млн долл. Выручка танкеров компании оценивается примерно в
40 млн долл. в год.
Программа создания собственного флота всегда была
предметом гордости "ЛУКОЙЛа". Спуск на воду каждого судна
превращался в пышное мероприятие с массированным
привлечением представителей власти и СМИ. Как объясняли в
компании, флот ей нужен для транспортировки на экспорт
нефти из Тимано-Печоры. Однако большой тимано-печорской
нефтипока нет - ледовые танкеры совершили лишь несколько
пробных рейсов из бухты Варандей в северо-западную Европу.
В основном же в летнее время они занимаются северным
завозом, а зимойдоставляют нефтепродукты из балтийских
портов в Западную Европу.
Как сообщил "Ведомостям" один из бывших менеджеров ЛАТ,
сейчас "ЛУКОЙЛ" ведет переговоры о продаже танкеров. По его
словам, пока есть три потенциальных покупателя -
"Совкомфлот", "Новошип" (Новороссийское морское
пароходство) и Сергей Генералов, структуры которого
контролируют Дальневосточное морское пароходство (ДВМП).
Собеседник "Ведомостей" говорит, что "ЛУКОЙЛ" продает
не компанию ЛАТ, а собственно танкерный флот, причем,
скорее всего, не единым лотом.По его словам, рыночная
стоимость этих судов сейчас - около 20 млн долл. за штуку
при том, что аналогичные новые танкеры стоят 26-27 млн
долл. Бывший лукойловец полагает, что после катастрофы
Prestige потребность во фрахте таких сравнительно новых
танкеров будет высокой. По его мнению, ЛАТ будет
ликвидирована, а задолженность компании за строительство
танкеров спишут на убытки "ЛУКОЙЛа".
Официального подтверждения этих слов в "ЛУКОЙЛе"
получить не удалось - начальник управления общественных
связей компании Александр Василенко от каких-либо
комментариев отказался. Но эту информацию "Ведомостям"
подтвердил источник, близкий к одному из акционеров
нефтяной компании.
Гендиректор "Совкомфлота" Дмитрий Скарга говорит, что
пароходство уже взяло в технический менеджмент четыре
ледовых танкера ЛАТ, и сделано это неспроста. "Мы
присматриваемся к ним. "ЛУКОЙЛ" предложил нам выкупить его
флот, но мы пока думаем. Это очень специфические,
технически "навороченные" суда, и им надо найти эффективное
применение. Если их покупать, то желательно под встречные
обязательства по предоставлению грузовой базы", - говорит
гендиректор. Он полагает, что "ЛУКОЙЛ" будет продавать
танкеры поштучно, и часть из них может быть интересна
"Совкомфлоту".
"Я слышал, что "ЛУКОЙЛ" продает арктические танкеры, но
нам официального предложения пока не сделано, - говорит
источник в "Новошипе". - Но там много вопросов - долги,
висящие на ЛАТ, их проблемы с Мурманским пароходством
(шесть танкеров находятся под его управлением), наконец,
российский флаг судов, из-за которого перевозчику надо
сначала платить НДС, а потом мучиться - возвращать его".
Гендиректор ДВМП Евгений Амбросов ранее заявлял, что
пароходство, возящее сухие грузы и контейнеры, хотело бы
обзавестись собственным танкернымфлотом.
В числе потенциальных претендентов на лукойловский флот
эксперты называют также "Роснефть" и Приморское морское
пароходство, но в этих компаниях подтверждать
заинтересованность в танкерах ЛАТ не стали.
Аналитики между тем расхваливают "ЛУКОЙЛ" за решение
избавиться от флота. "Это суперположительная новость от
"ЛУКОЙЛа", - говорит аналитик из "Атона" Стивен Дашевский.
- Компания наглядно демонстрирует, что способна не только
говорить о реструктуризации, но и делать ее, причем гораздо
быстрее, чем ожидалось".
"Мы с пониманием относились к танкерной программе
"ЛУКОЙЛа", потому что ему действительно нужен транспорт для
тимано-печорской нефти, но она, похоже, задерживается на
несколько лет, поэтому продажа флота, видимо, оправдана", -
считает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог ". Он
предполагает также, что собственный флот перестал быть
актуальным для "ЛУКОЙЛа" с появлением проектастроительства
глубоководного нефтепорта в Мурманске и магистральной трубы
к нему.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Понедельник, 2 декабря 2002, 11:05
|