Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной
Думы проект федерального закона "О валютном регулировании и
валютном контроле", сообщили в Госдуме.
Правительство РФ 28 ноября 2002 г. одобрило этот
законопроект.
Законопроектом предусмотрено разграничение по
регулированию операций движения капитала между
Правительством и Банком России (статьи 8 и 9). В отличие от
действующего Закона, которым предусматривается
разрешительный порядок осуществления валютных операций,
связанных с движением капитала, в законопроекте значительно
сокращен перечень капитальных операций, требующих
регулирования: оставлены только те, которые могут нанести
ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный
рынок, повлечь значительный отток капитала.
Ограничения на осуществление отдельных операций
движения капитала могут вводиться только в целях
предотвращения существенного сокращения национальных
валютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а
также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.
В законопроекте содержится общее правило, запрещающее
совершение валютных операций в иностранной валюте между
резидентами; в то же время установлен перечень валютных
операций, которые могут осуществляться между резидентами
(пункт 1 статья 10).
Впервые законодательно закреплен также перечень
валютных операций, осуществляемых без ограничений, между
резидентами и уполномоченными банками, который не является
закрытым и устанавливается Банком России (пункт 3 статья 10).
Во избежание коллизий с нормами Федерального закона "О
рынке ценных бумаг" устанавливается, что валютные операции
по передаче эмиссионных ценных бумаг, относимых к таковым в
соответствии с законодательством Российской Федерации
(прав, удостоверенныхэмиссионными ценными бумагами),
осуществляются с соблюдением требований, установленных
федеральными законами о ценных бумагах (статья 12).
Согласно законопроекту купля-продажа иностранной валюты
в Российской Федерации производится через уполномоченные
банки в порядке, установленном Центральным банком РФ, и
может предусматривать следующие требования: - об открытии
счета в уполномоченном банке; - установление режима счета;
- о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100
процентов от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не
более 60 календарных дней до даты осуществления покупки
иностранной валюты; - о резервировании на срок не более 1
года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от
суммы покупаемой валюты Российской Федерации (пункт 4
статьи 13). Вместе с тем, законопроектом предусмотрено, что
Центральный банк Российской Федерации при установлении
порядка купли-продажи иностранной валюты не может вводить
одновременно применительно к одному виду валютных операций
требование резервировании 100 процентов от суммы валютной
операции и 20 процентов от суммы валютной операции (пункт 4
статьи 13).
Кроме того, при установлении порядка купли-продажи
наличной иностранной валюты не может вводиться требование
об идентификации личности. Законопроектом закреплено право
резидентов открывать без ограничений счета в банках,
расположенных на территории иностранных государств,
являющихся членами Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в
уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке,
установленном Центральным банком Российской Федерации,
который может предусматривать предварительную регистрацию
(пункты 1-3 статьи 14).
Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в
банках за пределами Российской Федерации осуществляются в
порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской
Федерации, который может предусматривать: - установление
режима счета;- резервирование суммы в эквиваленте 100
процентов от суммы проводимой валютной операции на срок не
более 60 календарных дней до даты осуществления валютной
операции (пункт 4 статьи 14).
В отличие от действующей редакции закона проектом
предусмотрено, что расчеты при проведении валютных операций
осуществляются резидентами через счета, открытые в
уполномоченных банках, за исключением валютных операций,
указанных в статье 16 законопроекта.
Более полно прописан порядок ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных
ценностей, валюты Российской Федерации и ценных бумаг,
номинированных в валюте Российской Федерации (статья 17).
Требование о предварительной регистрации вводится для
обеспечения информационного контроля за движением капитала
и возможности прогнозирования состояния валютного рынка
Российской Федерации.
Детально расписан порядок предварительной регистрации,
включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых
резидентами и нерезидентами документов и срок для
рассмотрения Центральным банком Российской Федерации
заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены
основания отказа в предварительной регистрации (статья 18).
Порядок обращения резидентов за предварительной
регистрацией устанавливается Правительством Российской
Федерации, что позволит обеспечить наиболее эффективный
контроль за соблюдением прав резидентов при обращении за
предварительной регистрацией, отмечают разработчики закона.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Суббота, 4 января 2003, 15:45
|