Президент Владимир Путин и японский премьер Дзюнъитиро
Коидзуми подписали соглашение о сотрудничестве в вопросах
строительства нефтепровода протяженностью 3,885 км с
месторождений Сибири до Приморского побережья. Стоимость
проекта оценивается в 5-6 млрд долл.
Однако, как известно, конкретные меры в этом
направлении не обсуждались. Как отмечают эксперты в
Объединенной финансовой группе (ОФГ), указанный проект
более выгоден со стратегической точки зрения по сравнению
со строительством нефтепровода в Китай, поскольку Россия
сможет также экспортировать нефть в США и страны
азиатско-тихоокеанского региона. Однако он является и более
дорогим. Готовность японской стороны покупать у России 1
млн баррелей нефти в сутки (20% потребляемой Японией нефти)
также является важным аргументом в пользу проекта.
В свете этого соглашения перспективы реализациипроекта
НК "ЮКОС" по строительству нефтепровода в Китай
представляются более туманными, считают в ОФГ. Более того,
глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил ранее, что "ЮКОС"
хочет получить 50%-ную долю в этом нефтепроводе. По словам
М.Ходорковского, для осуществления проекта к 2005 г. в
действующее законодательство необходимо внести изменения
уже в I квартале 2003 г. Однако в настоящее время
правительство считает, что нефтепроводы должны оставаться в
государственной собственности. Поэтому "ЮКОС" может
пересмотреть свои планы поинвестированию 500 млн долл. в
китайский проект, считают в ОФГ.
Как отметили в ИК "Тройка Диалог", Япония
заинтересована в прокладке такого трубопровода - это
позволит ей снизить зависимость от поставок с нестабильного
Ближнего Востока, на долю которых приходится 90% японского
импорта энергоносителей. И все же будущее этого проекта
неясно, поскольку работа над ним находится на более ранней
стадии, чем разработка двух других крупных проектов,
предусматривающих строительство экспортных трубопроводов:
Западная Сибирь - Мурманск, который поддерживают ЛУКОЙЛ,
ТНК, ЮКОС и Сибнефть, и трубопровода в Китай
"Ангарск-Дацин", который поддерживает ЮКОС.
Тихоокеанский проект пока не получил поддержки
российских нефтяных компаний, и неизвестно, гарантируют ли
они загрузку нового трубопровода, отметили в ИК "Тройка
Диалог".
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Понедельник, 13 января 2003, 15:42
|