В апреле совет директоров "Газпрома" будет решать судьбу акций компании, находящихся на балансе ее "дочек". Как стало известно "Ведомостям", в Белом доме рассматривают разные варианты - забрать эти акции у монополии за долги или отдать за них "Газпрому" госкомпанию "Роснефть".
Государству напрямую принадлежат 38,37% акций "Газпрома", но с учетом акций монополии, принадлежащих ее же "дочкам", у государства получается контроль. Правда, он зависит от лояльности руководителей "Газпрома". Поэтому чиновники не скрывают, что перед объединением рынков акций "Газпрома" государству желательно получить прямой контроль, иначе остается риск, что 51% монополии окажется в руках других структур.
Исходя из нынешней капитализации "Газпрома" ($17 млрд) , 11,63% акций монополии ( столько правительству не хватает до контроля) стоят $1,97 млрд.
Уставный капитал "Газпрома" состоит из 23,67 млрд акций, 38,37% которых принадлежат государству. На 31 декабря 2001 г. "дочкам" "Газпрома" принадлежало 11,28% его акций, но, по информации "Ведомостей", количество казначейских акций достигло почти 20%. Около 9% акций "Газпрома" - в управлении "Газпроминвестхолдинга". Остальные у "дочки" "Газпрома" - Gazprom Finance BV (4,5% ), СП Ruhrgas и "Газэкспорта" - "Геросгаза" (1,8% ), Газпромбанка и "Газфонда".
В утвержденном вчера полугодовом плане работы совета директоров "Газпрома" обсуждение судьбы казначейских акций компании намечено на апрель. Рассмотреть этот вопрос предложил член совета директоров, председатель правления концерна Ruhrgas Буркхард Бергманн.
Как сообщил "Ведомостям" чиновник из Белого дома, в правительстве обсуждаются несколько схем получения казначейских акций "Газпрома". Одна из них - забрать их за долги перед бюджетом, которые на конец 2002 г. составили $1,76 млрд. Есть и прямо противоположный вариант: государство внесет в уставный капитал "Газпрома" нефтяную госкомпанию "Роснефть" и получит контрольный пакет в объединенной структуре.
Правда, сторонников этого варианта в правительстве немного. "Технически объединить имущество этих компаний несложно, - говорит источник, близкий к члену советов директоров обеих компаний. - Учитывая состав советов директоров "Роснефти" и "Газпрома", подобное решение можно провести без проблем. Однако, на наш взгляд, нерационально сливать нефтяной и газовый бизнес". "У государства должна остаться хоть одна нефтяная компания, - поддерживает его другой чиновник. - Кроме того, правительству непросто будет управлять таким нефтегазовым монстром. Думаю, проще заплатить за эти акции из бюджета или признать часть внешнего долга "Газпрома" государственным".
Зато у топ-менеджеров монополии идея объединения "Роснефти" и "Газпрома" не вызывает "резкого отторжения", говорит источник, близкий к руководству "Газпрома". "Вопрос только в том, кто после этого возглавит обновленный "Газпром", - замечает он.
Официальные же комментарии обеих компаний были скупыми. Руководителю пресс-службы "Газпрома" Игорю Плотникову "ничего не известно о планах правительства по увеличению своего пакета в "Газпроме". А представитель "Роснефти" Дмитрий Пантелеев заметил, что "государство распоряжается нашим пакетом акций и вольно делать с ним все, что считает нужным".
|