В 2001 г. федеральный бюджет потерял 13.8 млрд руб. на льготах, предоставляемых администрацией г. Байконур. По российско-казахстанскому соглашению о статусе Байконура зарегистрированные там компании освобождались от целого ряда налогов, включая акцизы на нефтепродукты. Чтобы закрыть офшор, президенту Владимиру Путину пришлось в 2002 г. сменить мэра города, который выдавал льготы, на Александра Мезенцева (бывший военный, проработавший на космодроме более 20 лет). Его заместителем стал Алексей Мальков, который отвечал за финансы в предвыборном штабе Путина. На встрече с руководителями компании аналитики наконец узнали причину падения чистой прибыли нефтяной компании в III квартале 2002 г.
Оказывается, ОАО "ЛУКОЙЛ" единовременно перечислило в бюджет $103 млн, чтобы разрешить налоговый спор "об использовании офшорных трейдинговых компаний в г. Байконур". Дружественная ОАО "ЛУКОЙЛ" байконурская компания "Поликон" арендовала имущество заводов ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" и "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка". Вся прибыль от переработки нефти и продажи нефтепродуктов доставалась "Поликону", который пользовался в Байконуре льготами. Как пояснил газете "Ведомости" адвокат "Поликона" Вадим Смирнов, в декабре 2002 г. $103 млн заплатила в бюджет именно фирма, предварительно получив эту сумму от ОАО "ЛУКОЙЛ". По его словам, фирма решила воспользоваться законным правом отказаться от налоговых льгот (ст. 56 НК) и вернуть сэкономленную сумму государству. Единственный судебный спор, который МНС выиграло у "Поликона", касался договора аренды ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка".
В 2002 г. Арбитражный суд Московской области признал его ничтожным и обязал "Поликон" перечислить в бюджет арендную плату в 29 млн руб. , что компания и сделала. Но дело против гендиректора ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", заведенное ФСНП год назад по ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов с предприятия) , по словам Вадима Смирнова, все еще не закрыто. Пресс-секретарь ОАО "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов пояснил, что компания решила пожертвовать деньгами, чтобы "выбраться из налоговой ловушки". "Мы получали льготы в строгом соответствии с законодательством. Потом их отменили, и налоговые органы стали предъявлять к нам претензии", - объясняет Долгов.
|