До октября 2002 г. банки могли распределять прибыль в течение года в соответствии с полномочиями, которые акционеры предоставляли им по уставу. Однако вступившие в силу в ноябре 2002 г. поправки в закон об АО запретили исполнительным органам акционерных обществ решать вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания акционеров. Среди них и распределение прибыли - полученная в течение года чистая прибыль может распределяться только в качестве дивидендов. Между тем большинство банков работали по-другому: обычно они уже в декабре определяют, какая прибыль по итогам года будет показана в отчете и куда она будет направлена, в начале года прибыль распределяется в различные фонды (развития, материального поощрения и т. д. ), а общее собрание, которое обычно проходит в мае-июне, утверждает это распределение.
Но и сейчас многие работают по этой схеме - как отмечается в отправленном 22 января 2003 г. письме первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, предварительный анализ Центробанка показал, что многие банки уже распределили прибыль, полученную в 2002 г. , в различные фонды и на другие цели, не связанные с уплатой налогов на прибыль и выплатой дивидендов, что является неправомерным. В связи с этим Козлов потребовал от территориальных управлений ЦБ строго проверять отчетность банков на предмет соответствия новому закону. Банки, которые распределили прибыль до общего собрания акционеров, заставят привести отчетность в соответствие. В противном случае к ним будут применены санкции - закон о ЦБ позволяет его территориальным управлениям штрафовать банки на сумму до 165 тыс. руб. (0.1% минимального размера уставного капитала) , ограничивать на срок до шести месяцев проведение банком отдельных операций и даже требовать замены руководителя банка.
Мнения экспертов о письме Козлова разделились. Некоторые считают, что ЦБ превысил свои полномочия. "Коммерческий банк - самостоятельное юридическое лицо, и как он расходует прибыль - это его дело. Вмешательство ЦБ ограничивает правоспособность коммерческого банка, и это противоречит нормам гражданского права", - говорит юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Шеленков. Руководитель департамента налогов и права ФБК Надежда Орлова также считает, что ЦБ не может ограничивать банки в распределении прибыли - менеджеры делают это в соответствии с полномочиями, которые они получают от акционеров, которые могут предусмотреть порядок распределения прибыли на будущее. К тому же, указывает Орлова, вряд ли устав какого-либо банка запрещает проводить одобренные сделки за счет чистой прибыли.
По мнению Орловой, банки, которые будут за это штрафовать, смогут оспорить это в суде. Однако в самом ЦБ отмечают, что лишь потребовали от банков, зарегистрированных в форме акционерных обществ, соблюдать этот закон. "Мы сами ничего не придумывали. Наша задача была известить наши территориальные управления, что есть такая статья в законе, соответствие которой уже сейчас, при подведении итогов года, нужно внимательно отследить. Если банки не выполняли закон и наши региональные надзорные органы выявят это, то постараются это исправить. Если этого не будет сделано, у нас есть все полномочия и обязанность по закону применить меры наказания", - сказал А.Козлов. Он добавил, что, даже используя "ранее существовавшие в уставах фразы о делегировании полномочий исполнительным органам", банки все равно нарушали закон, поскольку к 1 июля 2002 г. банки-АО должны были привести свои уставные документы в соответствие с законом и за 2002 г. все нужно было делать по-другому".
Источник материала "СКРИН.ру".
Понедельник, 10 февраля 2003, 14:28
|