Проект концепции, рассмотренный во вторник на совещании у вице-премьера - министра финансов РФ Алексея Кудрина, предусматривает, что стабилизационный фонд будет формироваться за счет дополнительных доходов от всей благоприятной конъюнктуры в наиболее успешные для российской экономики годы, а не только от высоких мировых цен на энергоносители. Об этом сообщило управление по связям с государственными и общественными организациями Министерства финансов РФ.
В этой связи предлагается сформировать стабилизационный фонд за счет экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в полном объеме /с учетом того, что при низких мировых ценах на нефть экспортная пошлина не взимается/, а также за счет той части налога на добычу полезных ископаемых, которая будет формироваться при цене на нефть выше расчетной цены для расходной части бюджета /в 2003 г - 18,5 долл/баррель нефти типа Urals/.
Третьим источником наполнения стабфонда будет остаток профицита после исполнения всех расходов бюджета, включая процентные платежи по долгу и погашения основной части долга за счет профицита, то есть при средней годовой цене на нефть свыше той, по которой были рассчитаны доходы в 2003 г /23,5 долл/баррель/.
Именно такой механизм, по мнению вице-премьера А.Кудрина, позволит обеспечить максимальную стабильность бюджетной и денежно-кредитной политики как в более благоприятные, так и в менее благоприятные для российской экономики годы, о чем говорится в поручении президента РФ на этот счет в последнем Бюджетном послании.
Принимавшие участие в совещании эксперты, в частности, высказали категорическое несогласие с некоторыми предложениями использовать стабилизационный фонд, который возможно удастся сформировать в этом году, на ускоренное снижение налогов в 2004 г. Дело в том, что весь накопленный финансовый резерв на 1 января 2003 г будет полностью израсходован на погашение внешних долгов в текущем году в соответствии с графиком платежей этого пикового по объему выплат года.
В частности, представители Центрального банка, а также Института экономики переходного периода обратили внимание на то, что ни один из экспертов в мире не сможет прогнозировать цены на нефть на среднесрочную перспективу, а также никто не может сказать, какая будет конкретная отдача от снижения того или иного налога, за исключением того, что это произойдет, скорее всего, не раньше чем через год или два.
Для решения задачи ускоренного снижения налогового бремени, которое приведет к неминуемым выпадающим доходам, необходимо либо формирование отдельного фонда через снижение цены отсечения, например до 15-16 долл/баррель, либо серьезного сокращения непроцентных расходов.
"Заранее пустить еще даже не собранный стабилизационный фонд на покрытие рисков от быстрого ускорения налоговой реформы, означает не только делить шкуру неубитого медведя, но и подвергнуть угрозе стабильность бюджетной и денежно-кредитной системы государства", - говорилось на совещании.
На совещании было предложено рассматривать стабилизационный фонд как инструмент ускоренного решения такой важнейшей задачи, как снижение налогов для ускорения экономического роста только после того, как он будет реально сформирован, а также после прохождения угрозы пиковых выплат по внешним долгам, чтобы не вернуть страну к угрозе дефолта. Особо отмечалось, что рассчитывать силы при выборе темпов налоговой реформы и прохождения трудных с точки зрения выплаты долгов ближайших 3-х лет, нужно не обманывая себя иллюзией свободы внешних займов, так как для России она существует пока только в период высоких цен на нефть.
"На многих примерах мы видим, что рынки внешних заимствований мгновенно закрываются или становятся баснословно дорогими для некоторых стран в период неблагоприятной мировой конъюнктуры на энергоносители", - напомнил представитель Института экономики переходного периода.
А.Кудрин, в свою очередь, обратил внимание на то, что после формирования стабилизационного фонда у правительства сохранится проблема не дать направить его на задачи текущего финансирования непроцентных расходов. В качестве примера он напомнил, что даже в Норвегии, где для лечения "голландской болезни" была создана и действует одна из классических моделей стабилизационного фонда, на него постоянно "покушаются" депутаты норвежского парламента с целью снова запустить эти деньги в экономику, и Минфину Норвегии приходится прилагать серьезные усилия, для того чтобы сохранить действие лекарства против "голландской болезни".
На совещании обсуждалось предложение о законодательном закреплении принципов формирования и использования стабилизационного фонда в России в Бюджетном кодексе.
В совещании приняли участие представители Минфина, Центрального банка, Минэкономразвития, Госдумы, Института экономики переходного периода и экономической экспертной группы.
Как ожидается, окончательно сформулированные предложения по концепции будут внесены в конце этой недели в правительство РФ для последующего обсуждения.
Источник материала Агентство экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС".
Среда, 12 февраля 2003, 16:19
|