Анализ социально-экономического развития показал, что основными тенденциями 2002 года явились: нарастание зависимости от внешнего фактора при стагнации обрабатывающей промышленности и снижении темпов роста экономики в целом; рост издержек производства и ухудшение финансового состояния предприятий всех отраслей; нарастание объемов импорта, ухудшение его структуры, вытеснение отечественного производителя на внутреннем рынке; замедление роста инвестиционной активности; сохранение высокой налоговой нагрузки на обрабатывающий сектор экономики, при относительно умеренной нагрузке на добывающий сектор. Об этом говорится в материалах "Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года", подготовленных Минэкономразвития к заседанию правительства
Основная задача на среднесрочную перспективу заключается в создании условий и активизации факторов, обеспечивающих переход экономики к устойчивому росту с темпами не ниже 4,5-5 проц. в 2004-2006 годах, с последующим их повышением до 6-8 проц. в период 2007-2015 годов.
Для этого необходимо создание экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, что предполагает завершение разработанных в Среднесрочной программе институциональных и структурных преобразований.
Требуется обеспечить не только более высокие темпы роста, но и качественное изменение его структуры с постепенной трансформацией структуры экономики в целом. Это подразумевает необходимость задействовать все новые источники роста: увеличение несырьевого экспорта, импортозамещение и развитие новых секторов экономики (прежде всего, новой экономики и сектора рыночных услуг).
Возможные сценарии развития экономики России в среднесрочной перспективе определяются внешними и внутренними условиями и факторами. Об этом говорится в материалах "Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года", подготовленных Минэкономразвития к заседанию правительства.
Предварительная проработка основных параметров экономики на среднесрочную перспективу проводилась по следующим основным вариантам:
вариант 1 - умеренный - исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий, в том числе учитывающей возможность некоторого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов, в т.ч. цен на нефть (Urals 18,5 долл. за баррель);
вариант 2 - исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий, в том числе цен на российскую нефть (Urals 22-23 долл. за баррель).
Наряду с этим, рассмотрены также варианты развития в условиях, которые могут изменить ход и темпы реализации Программы или существенно скорректировать ее параметры, в т.ч. вариант К - критический - развитие при неблагоприятном сочетании внешних и внутренних условий, прежде всего, низких мировых цен на нефть (Urals 13-13,5 долл. за баррель), снижении спроса на российские сырьевые товары и других осложнениях, которые могут потребовать радикальных мер в области структурной перестройки экономики.
Варианты 1 и 2, как и вариант К, могут иметь крайние подварианты. Все варианты базируются на следующих единых положениях: средний вариант демографического прогноза численности постоянного и экономически активного населения; целевой характер снижения инфляции; полные и своевременные выплаты по государственному внешнему долгу.
В целом долговая политика, определенная правительством РФ на 2004 год и на период до 2006 года, будет направлена на постепенное снижение по сравнению с предшествующими годами сумм внешних заимствований при одновременном соблюдении Российской Федерацией уставленного режима выплат по внешнему долгу. Об этом говорится в материалах "Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года", подготовленных Минэкономразвития к заседанию правительства.
В период 2004-2006 годы расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять ежегодно от 14 до 18 млрд долл. При этом основная часть выплат будет приходиться на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям - до 10 млрд долл. ежегодно), не подлежащий реструктуризации.
Таким образом, в указанный период с учетом присутствия в нем "пика" платежей, приходящегося на 2005 год, будет погашено примерно 20 проц. суммы основного внешнего долга.
Примерно такую же сумму - около 24 млрд долл. составят в период 2004-2006 годы платежи по обслуживанию внешнего долга.
Источник материала Информационное Агентство "Финмаркет".
Четверг, 20 марта 2003, 16:13
|