Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под
председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты
проверки эффективности использования льгот по налогам и
сборам, предоставленных ОАО "АвтоВАЗ". Об этом сообщило
управление информации и общественных связей Счетной палаты
РФ.
Проверка проводилась в мае - июне с.г. в связи с
обращением 97 депутатов Госдумы, а также в соответствии с
планом работы Счетной палаты на 2003 г. С сообщением
выступил аудитор Счетной палаты Владимир Пансков.
В материалах, представленных на Коллегию Счетной
палаты, указывается, что реструктуризация задолженности ОАО
"АвтоВАЗ" проводилась дважды: по состоянию на 1 января 1997
г. и на 1 января 2001 г. Причем по результатам проверки
было установлено, что решение о реструктуризации в 2001 г.
принято без заключения Минэкономразвития и ФСФО на
программу. Между тем, условия реструктуризации акционерным
обществом выполняются.
Контрольное мероприятие показало, что реструктуризация
задолженности ОАО "АвтоВАЗ" перед федеральным бюджетом
оказала положительное влияние на финансовое состояние
акционерного общества. Если в 1998, 1999 и 2000 гг. ОАО
"АвтоВАЗ" несло убытки в размере 6.9 млрд рублей, 6.7 млрд
рублей и 3.8 млрд рублей соответственно, то в 2001 г. была
получена чистая прибыль в размере 2.3 млрд рублей. В 2002
г. чистая прибыль акционерного общества составила 700 млн
рублей. Об улучшении финансового состояния ОАО "АвтоВАЗ"
также свидетельствует рост налоговых поступлений в бюджеты
всех уровней с 3.9 млрд рублей в 1998 г. до 13.3 млрд
рублей в 2002 г. При этом доля доходов федерального бюджета
в общем объеме поступивших от ОАО "АвтоВАЗ" платежей
увеличилась с 27% в 1998 г. до 59.5% в 2002 г.
Уменьшилась кредиторская задолженность, более чем в два
раза сократилась дебиторская задолженность. Однако, как
отмечалось в материалах проверки, снижение дебиторской
задолженности ОАО "АвтоВАЗ" в 1999-2002 гг. на 10.2 млрд
рублей произошло не вследствие принимаемых акционерным
обществом мер к ее погашению, а за счет уменьшения на
указанную сумму налогооблагаемой базы налога на прибыль.
Списание этой суммы обосновывалось истечением срока исковой
давности либо нереальностью взыскания. Местные налоговые
органы многократно оспаривали обоснованность списания,
однако Арбитражный суд Самарской области принял решение в
пользу ОАО "АвтоВАЗ".
Проверка также показала, что существующая система учета
и контроля материальных ценностей ОАО "АвтоВАЗ" не в полной
мере обеспечивает их сохранность и минимизацию потерь в
процессе производства. По результатам инвентаризаций
размеры недостач и потерь составили 526 млн рублей в 2000
г., 865.8 млн рублей в 2001 г. и 832.6 млн рублей в 2002 г.
Невыполнение администрацией Самарской области и
исполнительными органами местного самоуправления г.
Тольятти законодательства в области проведения
реструктуризации налоговой задолженности юридических лиц в
части ежеквартального начисления процентов за пользование
бюджетными средствами повлекло недопоступление в доход
бюджета Самарской области в период с июня 1999 г. по апрель
2003 г. 596.6 млн рублей (расчетно).
Коллегия Счетной палаты решила направить информационное
письмо губернатору Самарской области. Отчет о результатах
проверки направляется в палаты Федерального Собрания
России, а также полпреду Президента в Приволжском
федеральном округе.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Понедельник, 14 июля 2003, 15:07
|