Вскоре российская нефть впервые сможет попасть на рынки
Западной Европы по трубопроводу "Дружба". Как пишут
"Ведомости", "ЮКОС" готовится подписать соглашение о
строительстве нового трубопровода, соединяющего "Дружбу" с
одним из заводов австрийской OMV.
Новый транспортный маршрут должен соединить
нефтепроводы словацкой компании Transpetrol, 49% акций
которой владеет "ЮКОС", с расположенным под Веной
нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) Schwechat,
принадлежащим компании OMV. "Благодаря проекту с OMV
российская нефть наконец прорвется на австрийский рынок,
который до сих пор был для нас закрыт", - заявили в
"ЮКОСе". До сих пор Schwechat, мощность которого составляет
9 млн т, работал в основном на легкой африканской и
ближневосточной нефти, поступающей из средиземноморского
порта Триест.
Мощность новой трубы составит 5 млн т нефти в год, а ее
протяженность - около 60 км. По оценкам вице-президента
транспортной монополии "Транснефть" Сергея Григорьева,
строительство 1 км магистрального трубопровода обходится в
500 тыс.-1 млн долл. в зависимости от рельефа местности и
других условий. Таким образом, строительство трубы до
завода Schwechat обойдется "ЮКОСу" в 30-60 млн долл.
"ЮКОС" приобрел 49% акций трубопроводной компании
Transpetrol еще в 2001 г. и с тех пор не мог найти этому
активу достойное применение. "Инвесторы уже начали
сомневаться в целесообразности этого приобретения", -
сказал аналитик банка "Траст" Владислав Метнев. В ответ
представители "ЮКОСа" обещали задействовать словацкую трубу
для реализации амбициозных планов по расширению экспорта в
Европу. А и. о. президента "ЮКОС РМ" Михаил Брудно даже
назвал Transpetrol "ключевым звеном для увеличения
континентальных поставок в Европу" и утверждал, что
компания хочет задействовать трубопровод для снабжения трех
НПЗ в Южной Германии.
"Среди российских нефтяников "ЮКОС" демонстрирует самые
высокие темпы прироста экспорта, активно осваивая новые
направления", - говорит аналитик "Тройки Диалог " Валерий
Нестеров. Он напомнил, что в прошлом году "ЮКОС" отправил
на экспорт более 50% из добытых им 69.5 млн т нефти, в этом
же году темпы прироста экспорта примерно соответствовали
темпам прироста компании добычи и составили более 20%. При
этом компания пытается переходить на долгосрочные
соглашения с европейскими потребителями. Так, в декабре
2002 г. "ЮКОС" заключил семилетний контракт с польским
нефтеконцерном PKN Orlen на поставку 31 млн т нефти, а в
июле этого года - с венгерским концерном MOL о поставках 72
млн т нефти в течение 10 лет.
В.Нестеров полагает, что расширение континентальных
поставок в Европу сейчас приобретает особое значение для
"ЮКОСа", ведь его проект строительства трубопровода в Китай
- "Ангарск - Дацин" - по-прежнему остается под вопросом.
"Здесь же компания получит возможность гарантированных
поставок на перспективный рынок", - отмечает эксперт.
Transpetrol, будучи единственным оператором словацкого
участка нефтепровода "Дружба" протяженностью 515 км,
прокачивает около 9.5 млн т нефти в год при пропускной
способности 21 млн т. Одна из веток Transpetrol стыкуется с
трубопроводными системами Венгрии и Хорватии, другая уходит
на чешский трубопровод Mera, построенный для поставок сырья
из порта Триест, и в Германию. Выручка Transpetrol по
итогам 2002 г. составила 3.44 млрд словацких крон (93.6 млн
долл.), прибыль до налогообложения - 525.5 млн словацких
крон (14.3 млн долл.).
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Вторник, 12 августа 2003, 11:29
|