В РФ существующая конфигурация предприятий газовой отрасли сохранилась с момента акционирования и приватизации предприятий 1992 г. В результате принятых в то время решений была сформирована структура предприятий, в основном сохранившаяся до сих пор. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития "О структурных преобразованиях в добыче и транспортировке газа" к сегодняшнему заседанию правительства РФ.
Решения в области акционирования и приватизации газовой отрасли привели к созданию на внутреннем рынке компании, являющиеся собственником большинства основных производственных фондов в газодобыче и всего комплекса основных производственных фондов в магистральной транспортировке газа - ОАО "Газпром".
Оставаясь собственником основных средств, предназначенных для добычи и транспортировки газа и владельцем основных лицензий на разработку газовых месторождений (26,8 трлн куб.м запасов газа категорий А, В, С), компания управляет этими основными средствами с помощью 28 дочерних предприятий в форме ООО, 9 из которых осуществляют деятельность по добыче газа, а 19 - деятельность по эксплуатации систем транспортировки газа по газопроводам высокого давления.
Управление режимами закачки газа в Единую систему газоснабжения, транспортировки и отбора газа осуществляет Центральное производственно-диспетчерское управление ОАО "Газпром" (ЦПДУ).
Целями повышения эффективности деятельности ОАО "Газпром" является снижение удельных текущих издержек и капитальных расходов в добыче и транспортировке газа, и в конечном итоге - увеличение отдачи от используемого ОАО "Газпром" капитала. Основными проблемами, которые могут потребовать структурных решений в части повышения экономической эффективности деятельности ОАО "Газпром", являются, в частности:
преобразование существующих обществ, осуществляющих деятельность в сфере добычи и транспортировки газа, из ООО в АО с обсуждением вопроса о передаче им в собственность эксплуатируемых основных производственных фондов;
организационное разделение бизнеса по добыче и транспортировке газа;
стимулирование конкуренции между газодобывающими компаниями, входящими в ОАО "Газпром", в целях стимулирования снижения издержек и повышения отдачи от производственной деятельности.
Основными проблемами, которые могут потребовать структурных решений в части создания эффективной модели развития внутреннего рынка газа в РФ, являются:
необходимость организационного отделения деятельности по транспортировке газа от добычи и реализации газа для обеспечения равноудаленности основной рыночной инфраструктуры от коммерческих интересов всех участников купли-продажи газа;
возможная организация конкуренции в добыче газа с перспективным (5-6 лет) созданием на базе существующих газодобывающих предприятий ОАО "Газпром" нескольких независимых газодобывающих компаний.
В докладе МЭРТ проанализированы различные возможные варианты структурных преобразований (большинство из которых обсуждались с ОАО "Газпром"). Часть структурных преобразований (в частности, в добыче газа) носят перспективный, среднесрочный характер, приоритетными представляются структурные преобразования в магистральном транспорте газа с созданием в рамках ОАО "Газпром" самостоятельного акционерного общества по транспортировке газа - газотранспортной компании.
Цели развития газовой отрасли России, по мнению Минэкономразвития, состоят в: удовлетворении платежеспособного спроса на газ на внутреннем рынке по экономически справедливым ценам; поддержание конкурентоспособности; повышении экономической эффективности газовой отрасли. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития "О структурных преобразованиях в добыче и транспортировке газа" к заседанию правительства. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: обеспечение надежности и бесперебойности функционирования работы системы газоснабжения; соответствие темпов развития газовой отрасли основным направлениям развития экономики России создание условий для межтопливной конкуренции; стимулировании инвестиций в газовую отрасль; включение механизмов энерго- и ресурсосбережения. Необходимым комплексом мер должны стать: формирование условий для развития рынка газа и осуществления связанных с этим структурных преобразований в газовой отрасли; стимулирование развития "независимой" газодобычи. Структурные преобразования в газовой отрасли выступают необходимой составной частью мер по запуску рыночных механизмов и реализации указанных целей. Структурные меры, как говорится докладе, представлены следующими направлениями: формирование газотранспортной инфраструктуры, соответствующей рыночным требованиям с учетом мер по совершенствованию системы диспетчерского управления; формирование конкурентной среды в добыче газа; политика в сфере госрегулирования и экспорта газа.
Цель структурных преобразований в газотранспортной инфраструктуре состоит в необходимости формирования условий для организации эффективного и самофинансируемого бизнеса, прозрачного для всех участников газового рынка на основе организации равных условий доступа всех производителей и обеспечения наибольшей эффективности использования действующих мощностей. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития к заседанию правительства. Формирование в структуре ОАО "Газпром" 100-процентной дочерней газотранспортной компании представляется абсолютно необходимым структурным шагом. Обсуждаемое с ОАО "Газпром" обособление газотранспортной компании (ГТК) в 100-процентное дочернее общество рассматривалось в двух вариантах: с передачей основных средств во вновь образованное дочернее общество; с использованием основных средств по договору аренды. Преимущества варианта обособления ГТК с арендованными основными средствами, в частности, заключаются в: сохранении действующих кредитных обязательств; отсутствии ущемления интересов акционеров и кредиторов ОАО "Газпром" в результате подобной формы обособления. В числе недростатков - отсутствие стимулов увеличения ГТК своей капитализации; неэффективность использования инвестиционных средств дочерним обществом; отсутствие у ГТК стимулов к снижению собственных затрат; отсутствие оснований для включения в тариф за услуги по транспортировке возврата кредитов и выплаты дивидендов; сохранение конфликта интересов ОАО "Газпром" и независимых производителей газа, связанного с доступом к трубе; невозможность ГТК проводить самостоятельную политику заимствований; сохранение значительной по объему (не менее 40 проц.) непрозрачной составляющей затрат и источника капвложений, связанной с размером арендной платы и амортизационных отчислений на восстановление основных фондов. Преимущества обособления ГТК с передачей на ее баланс основных средств, по мнению МЭРТ, являются обратной стороной недостатков предыдущего варианта, а именно: возникают стимулы увеличения ГТК своей капитализации; возрастает эффективность использования инвестиционных средств дочерним обществом; ГТК становится центром прибыли; тариф за услуги по транспортировке может включать в себя все экономически обоснованные расходы; ГТК в состоянии проводить самостоятельную политику заимствований; отсутствует конфликт интересов ОАО "Газпром" и независимых производителей газа, связанного с доступом к трубе. Недостаток данной схемы заключается в сложности разнесения кредитных обязательств и ряда расходов между ГТК и ОАО "Газпром" и возможности блокировки другими акционерами подобных структурных преобразований, что повлечет за собой временную дестабилизацию работы в преходный период. Создание ГТК в виде ООО представляется изначально нецелесообразным, т.к. в этом случае компания не будет нести достаточной ответственности за эффективность управления активами газотранспортной системы и их воспроизводство, выступая, по сути, лишь эксплуатирующей организацией. Достигнуто предварительное согласование с ОАО "Газпром" следующих позиций: освобождение газотранспортных предприятий от непрофильных видов деятельности; возможность их объединения в 1-3 компании на условиях аренды основных средств, как первого этапа формирования ГТК. Однако договоренности по организационно-правовой формы не достигнуто, ОАО "Газпром" настаивает на сохранении формы ООО.
Выделение Центрального производственно-диспетчерского управления ОАО "Газпром" (ЦПДУ) в независимый центр принятия решений является необходимым для обеспечения равных условий использования Единой системы газоснабжения всеми участниками российского газового рынка. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития к заседанию правительства.
В условиях рынка система диспетчерского управления должна обеспечивать принятие наиболее эффективных решений по координации товарных потоков газа от скважины до потребителя.
Как говорится в докладе, рассматривались три варианта структурных преобразований ЦПДУ: выделение ЦПДУ в 100 проц. дочернее общество в структуре ОАО "Газпром"; выделение ЦПДУ вместе с обособлением ГТК в ее составе; сохранение ЦПДУ в ОАО "Газпром"
"Газпром" настаивает на сохранение ЦПДУ в составе головной компании. Минэкономразвития России считает необходимым обособление ЦПДУ.
Сегодня компании по добыче, действующие в организационно-правовой форме ООО, в совокупности имеют годовой оборот 3,7 млрд долл. и управляют основными фондами совокупной стоимостью 20 млрд долл., юридически не отвечая за эффективность управления этими активами и их воспроизводство.
Централизованные решения в области обеспечения эффективности использования капитала и его накопления принимаются в головном офисе ОАО "Газпром". По мнению Минэкономразвития, необходимым структурным преобразованием в добыче газа может рассматриваться преобразование действующих газодобывающих предприятий ОАО "Газпром" из ООО в 100-процентные дочерние АО компании как условие обеспечения финансовой прозрачности и экономической эффективности деятельности указанных компаний.
К возможным вариантам структурных преобразований в добыче относятся:
выделение из ОАО "Газпром" части газодобывающего бизнеса, включая продажу на конкурсной основе долей в АО, имеющих лицензии на разработку газовых месторождений;
преобразование существующих газодобывающих предприятий ОАО "Газпром" в зависимые дочерние АО, с суммарными запасами месторождений газа не менее 5-6 трлн куб. м каждое.
Однако демонополизация добычи сопряжена с определенными рисками, в особенности если она осуществляется одновременно со структурными преобразованиями в транспорте и системе диспетчерского управления.
По мнению Минэкономразвития, более глубокие структурные преобразования в добыче газа могут оказаться необходимыми в случае, если концепцией развития рынка газа в РФ будет предусмотрена либерализация цен газа на внутреннем рынке.
Достаточными мерами на настоящем этапе будет: преобразование действующих компаний по добыче газа из ООО в акционерные общества; разработка программы развития газотранспортной инфраструктуры и формирование прозрачного тарифа на транспортировку, стимулирующих развитие независимых поставщиков газа.
Учитывая цели, стоящие перед государством, направленные на формирование рыночных механизмов в газовой отрасли, неприемлемым для формирования рыночных основ является существующее перекрестное субсидирование между ценами газа для населения и промышленных потребителей. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития к сегодняшнему заседанию правительства.
Необходимыми мерами для устранения перекрестного субсидирования и формирования условий для организации рыночных отношений в газовой отрасли является: обеспечение системами учета всех потребителей, в первую очередь, населения, и введение адресных дотаций для малоимущих слоев населения.
Возможными уровнями ликвидации перекрестного субсидирования между ценой на газ для населения и ценой газа для промышленных потребителей рассматривались: ликвидация перекрестного субсидирования в оптовых ценах на газ; ликвидация перекрестного субсидирования в тарифе на транспортировку по распределительным газопроводам ГРО; ликвидация перекрестного субсидирования в снабженческо-сбытовой надбавке.
Предложения, касающиеся первоочередных мер по ликвидации перекрестного субсидирования, были обсуждены с ОАО "Газпром", позиция которого заключается в необходимости первоочередной ликвидации перекрестного субсидирования в оптовых ценах на газ.
Таким образом, государственное регулирование в части реализации газа на внутреннем рынке при переходе к рыночным механизмам функционирования газовой отрасли и реализации, отраженных в настоящем докладе подходов, потребует внесения изменений в действующие нормативные акты и разработки новых.
По вопросу допуска независимых производителей к экспорту российского газа компромисс с ОАО "Газпром" состоит в готовности общества разделить между всеми производителями газа доходы от экспорта пропорционально добыче при условии несения пропорциональной социальной нагрузки и осуществлении экспорта газа исключительно через единый канал экспорта - Газэкспорт.
Теоретически в отношении экспорта российского газа существуют следующие варианты его организации: реализация экспорта газа через единый канал ("Газэкспорт"); реализация газа через единый канал, но под контролем государства; равный доступ всех производителей газа.
Среди рисков, связанных со структурными преобразованиями в газовой отрасли, необходимо рассмотреть корпоративные и финансовые риски, говорится в докладе Минэкономразвития к заседанию правительства
К корпоративным рискам следует отнести: ограниченность возможностей государства как собственника контрольного пакета акций осуществить реализацию необходимых решений в части структурных преобразований; наличие двухуровневого рынка ценных бумаг.
Структура акционерного капитала ОАО "Газпром" представлена обыкновенными акциями, часть из которых обращается на западных рынках в форме ADR, и привилегированными акциями. Сохранение двухуровневого рынка акций - российского и западного (ADR), а также значительный разрыв в ценах на них негативно сказывается на общей капитализации общества, сдерживает рост стоимости его акций и препятствует оздоровлению инвестиционного климата в России. В этих условиях ожидать поддержки миноритарными акционерами структурных преобразований достаточно проблематично.
К финансовым рискам следует отнести: значительные долговые обязательства ОАО "Газпром"; значительный объем законтрактованного газа будущих периодов (10-20 лет). При общем объеме ожидаемых продаж в 2003 г. в 25 млрд долл. общий объем долговых обязательств ОАО "Газпром" составил порядка 13,1 млрд долл., или около 52 проц. от выручки. Долговые обязательства представлены кредитами (банковскими), займами (синдицированными, облигационными), задолженностью по векселям и забалансовыми обязательствам (договоры поручительства, гарантии).
Несмотря на то, что ОАО "Газпром" ежегодно осуществляет фактическое погашение обязательств (задолженности и процентов) на 30-50 млрд руб. больше, чем привлекает для покрытия дефицита платежного баланса, объем рефинансирования основной суммы задолженности практически не изменяет абсолютную величину обязательств общества. Прирост выручки, складывающейся из роста цен на газ на внутреннем рынке и сохраняющегося высокого уровня экспортных цен, направляется на покрытие затрат и рост объемов капитальных и долгосрочных вложений.
В настоящий момент источники привлечения средств на российском рынке ОАО "Газпром" практически исчерпаны. Российский рынок корпоративных облигаций еще недостаточно развит. Таким образом, основными источниками привлечения средств для рефинансирования дефицита платежного баланса (кассового разрыва) могут выступать лишь размещения ценных бумаг (облигаций) на зарубежных финансовых рынках. При этом практически вся валютная выручка ОАО "Газпром" от продажи газа в дальнее зарубежье (в 2003 году около 16 млрд долл.) заложена, и требуется поиск необеспеченных кредитных ресурсов.
В связи с этим, при проведении структурных преобразований в обществе повышается риск досрочного предъявления к платежу обязательств, в первую очередь, иностранных кредиторов, вместе со значительным риском отказа в предоставлении дополнительных кредитных ресурсов на рефинансирование задолженности, в случае если эти преобразования не будут поддержаны западным экономическим сообществом.
Источник материала Информационное Агентство "Финмаркет".
Пятница, 26 сентября 2003, 15:12
|