Государственная трубопроводная монополия "Транснефть"
отложила в долгий ящик планы по выходу на международные
финансовые рынки. Президент "Транснефти" Семен Вайншток в
интервью газете "Ведомости" объясняет это тем, что у
компании хватит на инвестиции собственных денег, если,
конечно, чиновники не заберут всю прибыль на дивиденды
казне. Далее приводится полное интервью С.Вайнштока.
- Прошлой осенью "Транснефть" строила амбициозные планы
выйти на международный фондовый рынок, выпустить ADR и
еврооблигации. Вы даже наняли на работу иностранного
специалиста по связям с западными инвесторами. Но за
минувший год компания ни разу не возвращалась к этим
планам. А иностранный консультант уволился. Вы решили
окончательно отказаться от выхода на международный фондовый
рынок?
- "Транснефть" всегда была равнодушна и к ADR, и к
выпуску еврооблигаций. Этот вопрос интересовал
исключительно владельцев привилегированных акций. И все. А
менеджмент компании в этом участвовать не собирался. Нам от
того, сколько сегодня на рынке стоят акции "Транснефти", ни
жарко ни холодно. Я вообще считаю, что "Транснефти" это и
не нужно было.
У нас нет необходимости заявлять о себе на
международных рынках. Мы, как "Мерседес", в рекламе не
нуждаемся. Да, мы знакомились с западными инвесторами,
изучали международный фондовый рынок. Но мы не столько
хотели себя показать, сколько на других посмотреть. Что же
касается нашего иностранного консультанта Ричарда Строна,
то у него просто истек контракт, и по обоюдному согласию мы
решили его не продлевать.
- А почему "Транснефть" отложила выпуск облигаций на 12
млрд руб.? Ведь ФКЦБ в конце концов дала добро и
зарегистрировала проспект эмиссии. Вам не нужны деньги?
- Учитывая сложившуюся на российском рынке ситуацию,
нам невыгодно выпускать облигации. Тем более что у нас нет
проблем с привлечением кредитных ресурсов. Мы будем ждать
более благоприятной ситуации на рынке. Пока мы намерены
ограничить наш кредитный портфель 1.2 млрд долл. Зачем
обременять компанию заемными средствами? У нас хорошее
финансовое состояние. Сомнений в том, что нам быстро
удастся привлечь кредит, у нас нет.
- А как же масштабные инвестпроекты компании? Например,
строительство БТС? Кроме того, вы говорили, что нужны
инвестиции на поддержание существующей трубопроводной
системы.
- Стоимость программы расширения Балтийской
трубопроводной системы - 1.2 млрд долл., но мы намерены
ограничиться займами в 850 - 900 млн долл., остальные
деньги - наши собственные. Для поддержания трубопроводной
системы "Транснефти", по моим расчетам, необходимо 1 млрд
долл. ежегодно. И эти деньги мы тоже найдем, не прибегая к
займам.
- За счет чего?
- За счет эффективной работы и амортизации. Вообще,
этот год для нас был очень удачным. В этом году мы надеемся
принять от производителей на 41.5 млн т больше, чем в
прошлом году, - порядка 416 млн т. За рубеж отправим на
21.3 млн т больше, чем в прошлом году. Наш доход увеличится
на 10 млрд руб. по сравнению с прошлым годом и составит 110
млрд руб.
- Минэкономразвития разработало основные принципы
дивидендной политики. Согласно проекту, госкомпании должны
финансировать свои проекты за счет заемных средств, а всю
прибыль отправлять на дивиденды. Это не очень-то
укладывается в концепцию "Транснефти". Летом один из
топ-менеджеров "Транснефти" сетовал, что слишком большие
средства вы тратите на дивиденды, особенно по "префам", и
грозился, что компания будет искусственно занижать чистую
прибыль.
- Мы очень законопослушная компания. Все, что положено
по закону, владельцы "префов" получат. У нас нет
возможности путем каких-то махинаций занижать прибыль. Не
считаем это правильным. За 2002 г. чистая прибыль
"Транснефти" была 13 млрд руб., и на дивиденды было
направлено 2.6 млрд руб. - владельцы "префов" и
правительство получили по 1.3 млрд руб. В этом году мы
планируем чистую прибыль на уровне 20 млрд руб.,
соответственно, владельцы "префов" должны получить около 2
млрд руб.
- То есть минимизировать прибыль, чтобы меньше платить
дивидендов, вы не будете. А как же инвестиционные проекты
"Транснефти"? Ведь вы сами сказали, что занимать не хотите.
- Мы не будем минимизировать прибыль, если нас на это
не подвигнут обстоятельства. Сегодня горячие чиновничьи умы
видят хорошо работающее предприятие и полагают, что
необходимо всю его прибыль отбирать на дивиденды. И если
подобное мнение будет поддержано правительством, то
компания задумается над тем, чтобы минимизировать прибыль.
Сегодня "Транснефть" зарабатывает прибыль для того, чтобы
развиваться, а завтра такой возможности у нас не будет. У
любого хозяйствующего субъекта должен быть стимул -
получение прибыли. А если наши чиновники придут к
"соломонову" решению - всю прибыль отбирать, - они сразу
спилят сук, на котором сидят.
Они руководствуются тем, что бюджету нужны деньги, и
это правильно. Но "Транснефть" за три года в 8 раз
увеличила прибыль. И с нас, как с добросовестного
налогоплательщика, государство получает достаточно в части
налога.
- Почему "Транснефть" не хочет выкупить часть "префов"
на баланс компании?
- Зачем? Эти акции ни на что не влияют. А иметь их для
того, чтобы просто зарабатывать деньги, - это не ко мне. И
потом это не очень правильно, менеджмент компании ведь
владеет инсайдерской информацией.
- У "Газпрома" есть собственные акции на балансе его
"дочек", и он неплохо на них зарабатывает.
- Значит, они умнее, чем мы.
- Недавно в "Транснефти" сменился владелец
привилегированных акций. Вы не знаете, кто их мог выкупить?
- Не следил за этой ситуацией. Мне это совершенно
неинтересно.
- "ЮКОС" несколько лет лоббировал строительство
нефтепровода Ангарск - Дацин для поставки нефти в Китай.
"Транснефть" предлагала проект Ангарск - Находка. В
результате правительство решило строить нефтепровод Ангарск
- Находка с ответвлением на Дацин. Между тем еще в мае
"ЮКОС" подписал с китайской CNPC соглашение о поставках в
Китай 700 млн т нефти за 25 лет. Как вы считаете,
существует ли риск того, что строительство нефтепровода в
Китай будет заморожено в связи с арестом Михаила
Ходорковского?
- Неважно, какой маршрут для поставок нефти в Китай
выбрало бы правительство, но предполагалось, что строить
его в любом случае будет "Транснефть". Я всегда говорил,
что стратегически важные трубопроводы должна строить
государственная компания "Транснефть" и они должны быть
государственными.
Никого в подобные проекты пускать нельзя - ни
иностранные, ни российские частные компании. Это должна
делать управляемая государством структура. Речь идет о
стратегическом направлении, это вопрос безопасности страны
и влияния на международной арене. И передать это в частные
руки я бы не рискнул. Хотя знаю, что китайцы очень хотели
бы поучаствовать в строительстве этого трубопровода. Добыча
- это другое дело. Но привести иностранного инвестора в
нефтяную отрасль - небольшая заслуга.
- Верховная рада Украины отказалась ратифицировать
соглашение по транзиту нефти по проекту "Дружба - Адрия",
предусматривающему дополнительную прокачку через Украину 5
млн т российской нефти в год. А до этого Хорватия грозилась
остановить проект из-за ареста Михаила Ходорковского. Ведь
его компания была одним из основных участников проекта...
- Если вместе с "ЮКОСом" и ТНК под проектом "Дружба -
Адрия" подписалась "Транснефть", то он будет реализован.
Даже если в Хорватию не пойдет "ЮКОС", "Транснефть"
обеспечит загрузку этого трубопровода нефтью других
российских компаний. Никаких сомнений здесь быть не должно,
тем более что подписано межправительственное соглашение.
- Как вы оцениваете ситуацию вокруг "ЮКОСа"?
- В отношениях "Транснефти" и "ЮКОСа" ничего не
изменится. Я не вижу никакого ажиотажа и проблем в работе
компании, она работает стабильно. Хотя, к сожалению,
"ЮКОС", как и большинство российских нефтяных компаний,
всегда был ориентирован на своего лидера. Так что трудно
прогнозировать, что ждет его в будущем.
- По нашей информации, ЦДУ ТЭК (Центральное
диспетчерское управление, составляющее графики экспорта
нефти по трубопроводам - ред.) может быть скоро упразднено.
На практике "Транснефть" все равно уже координирует работу
портов и составляет позиционные графики. Может быть, теперь
за "Транснефтью" закрепят еще какие-нибудь дополнительные
функции? Например, составления графиков транспортировки
нефти по трубе.
- Ничего нового в связи с расформированием ЦДУ
"Транснефть" на себя не возьмет. Хотя надо признать, что,
когда мы получили координаторство над портами и стали
составлять позиционные графики, производительность портов
увеличилась. Никакие новые функции мы на себя брать не
будем. Не должен человек сам играть на фортепиано и сам же
танцевать.
- Когда-то "Транснефть" высказывала интерес к покупке
контрольного пакета Вентспилского порта. А сегодня не
передумали?
- Я не уверен, что мы сегодня согласимся купить
Вентспилс, даже если нам его предложат за 1 долл. Сейчас
это уже очень дорого.
- Как в наступающем году изменятся тарифы на
транспортировку?
- Они предположительно будут повышены только на процент
инфляции - примерно на 12.5%.
- Как вы относитесь к инициативе депутата Юдина
пересмотреть итоги приватизации "Славнефти"?
- Это не то что невозможно - это вредно. Я считаю, что
частные нефтяные компании работают гораздо лучше, чем
государственные. Хорошая работа государственной компании -
это как раз не правило, а исключение.
- А давление со стороны президента и правительства
ощущаете?
- Скажем так: контроль со стороны правительства всегда
присутствует. Например, вопрос привлечения иностранных
кредитов мы рассматривали с председателем правительства. У
нас уже была готова схема привлечения синдицированного
западного кредита. Но председатель правительства решил, что
в связи с избытком иностранных денег в России незачем
привлекать извне еще. Поэтому мы привлекли деньги в России.
Что касается "давления со стороны президента", то мы
ощущаем его заинтересованность в развитии транспортной
инфраструктуры и всяческую поддержку.
О компании: АК "Транснефть" - нефтепроводный монополист
и крупнейшая в мире трубопроводная компания, имеющая сеть
нефтепроводов общей протяженностью 48 700 км. Компания
перекачивает почти всю добываемую в России нефть (93%) как
для внутренних потребителей, так и на экспорт. Все
обыкновенные (голосующие) акции компании принадлежат
государству (75% уставного капитала). Остальные 25%
привилегированных акций принадлежат неизвестным частным
акционерам. В I квартале 2003 г. чистая консолидированная
прибыль "Транснефти" по МСФО выросла по сравнению с тем же
периодом 2002 г. на 60% до 8 млрд руб. Выручка компании
увеличилась на 16.8% до 25.7 млрд руб., затраты по
основной деятельности - на 20% до 14.5 млрд руб.
Семен Михайлович Вайншток родился 5 октября 1947 г. в
Молдавии. Окончил Киевский инженерно-строительный институт
по специальности "инженер-строитель", позже - аспирантуру
Тюменского нефтегазового университета. Кандидат
социологических наук. В нефтяной отрасли работает с 1982 г.
Занимал должности заместителя начальника НГДУ "Повхнефть",
заместителя генерального директора "Когалымнефтегаза". С
1988 г. - заместитель гендиректора, а с 1993 г. -
гендиректор АООТ "ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз". В 1995 - 1999
гг. - вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" - гендиректор ООО "ЛУКОЙЛ
- Западная Сибирь". В сентябре 1999 г. избран президентом
АК "Транснефть".
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Среда, 26 ноября 2003, 11:29
|