"АвтоВАЗ" подвергся очередной атаке со стороны миноритарных акционеров. Одержав серию побед в судах, владелец 4000 акций завода Виктор Цобенко с помощью ФКЦБ пытается обязать автогигант созвать внеочередное собрание акционеров и прописать в уставе правила выплаты дивидендов по "префам". Комиссия, в свою очередь, обещает провести проверку деятельности "АвтоВАЗа" на рынке ценных бумаг.
Уставный капитал "АвтоВАЗа" составляет 16,06 млрд руб. и разбит на 27,19 млн обыкновенных и 4,9 млн привилегированных акций номиналом 500 руб. По данным ИК "Атон", около 53% уставного капитала компании контролируется менеджментом, 8% - ВТБ, около 18% - работниками предприятия. Около 13% акций "АвтоВАЗа" обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR. Согласно отчетности по международным стандартам, выручка "АвтоВАЗа" в 2002 г. составила 119,4 млрд руб., чистая прибыль - 1,33 млрд руб.
Еще на годовом собрании в 2002 г. акционеры "АвтоВАЗа" отменили положение, по которому 10% чистой прибыли АО направляется на выплату дивидендов на привилегированные акции. В конце прошлого года владелец 4000 привилегированных акций автозавода Виктор Цобенко подал иск в арбитражный суд Самарской области с требованием признать то решение собрания акционеров недействительным. В марте суд согласился с миноритарием, а в июне "АвтоВАЗ" проиграл апелляцию.
Окончательную победу Виктор Цобенко одержал в октябре, когда Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отклонил кассацию "АвтоВАЗа". Как рассказал "Ведомостям" адвокат миноритария "АвтоВАЗа" Валерий Шумилин, суд сослался на то, что по закону об акционерных обществах размер дивидендов или формула их расчета должны быть четко прописаны, а в уставе "АвтоВАЗа" лишь говорится, что компания обязуется заплатить дивиденды по "префам".
Теперь, как считает Шумилин, "АвтоВАЗ" должен созвать внеочередное собрание акционеров, чтобы изменить свой устав в соответствии с решением суда. Проследить за автоконцерном Шумилин попросил Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ) : 17 ноября он направил в комиссию письмо с просьбой провести проверку деятельности "АвтоВАЗа" на рынке ценных бумаг и выполнение компанией своих обязательств перед владельцами привилегированных акций. В ФКЦБ "Ведомостям" подтвердили, что письмо на имя главы комиссии Игоря Костикова от Шумилина получено. Член ФКЦБ Дмитрий Глазунов отмечает, что комиссия "никогда не оставляет подобные заявления без внимания и обязательно проводит проверки".
А пока "АвтоВАЗ" не изменит свой устав, считает адвокат миноритария, совет директоров компании, по рекомендации которого дивиденды утверждает собрание акционеров, не вправе рассматривать вопрос о дивидендах по "префам". А не выплатив дивиденды по "префам", компания не вправе платить дивиденды и по обыкновенным акциям, напоминает юрист, ссылаясь на устав "АвтоВАЗа".
На "АвтоВАЗе" от комментариев по поводу разбирательств со своим миноритарием отказались. Представитель компании лишь отметил, что "АвтоВАЗ" в любом случае будет защищать интересы своих акционеров и выплачивать дивиденды в зависимости от финансовых итогов деятельности общества". В этом году "АвтоВАЗ" по итогам 2002 г. направил на выплату дивидендов по привилегированным акциям 12% от чистой прибыли (83,8 млн руб.), а по обыкновенным - 136 млн руб.
Независимые юристы согласны, что "АвтоВАЗ" обязан изменить свой устав. Частнопрактикующий юрист Олег Шеврин отмечает, что ФКЦБ в данной ситуации может заставить компанию привести устав в соответствие с законом. "Комиссия даже имеет право инициировать иск о принудительной ликвидации АО - на основании того, что его устав не соответствует нормам федерального закона", - подчеркивает он. Впрочем, большинство аналитиков верят, что компания позаботится о владельцах своих "префов". Александр Агибалов из "Атона" прогнозирует, что выплаты дивидендов по "префам" в этом году будут на уровне прошлого года. Его коллега из ОФГ Елена Сахнова считает, что "АвтоВАЗ" может заплатить высокие дивиденды по "префам" из-за того, что среди их владельцев немало менеджеров завода. Впрочем, аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина придерживается другого мнения: она называет "АвтоВАЗ" одним из ярчайших примеров компании с плохим корпоративным управлением. "Ничего хорошего я бы от них не ожидала", - заключает она.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 3 декабря 2003, 09:34
|