Евро дешеветь не должен, его нынешний курс вполне адекватный, считают европейские денежные власти и не собираются вмешиваться в ситуацию на валютном рынке. Между тем евро стоит уже почти $1,25 и останавливаться на своем пути вверх пока не собирается.
Евро - единая валюта 12 европейских стран - был введен в обращение в январе 1999 г. на отметке $1,1747, и практически сразу же курс стал снижаться. До рекордного минимума $0,8231 он упал 26 октября 2000 г. С тех пор он вырос на 50%.
На днях сразу несколько представителей денежных властей Европы заявили, что считают нынешний курс евро вполне приемлемым. Новый председатель Европейского центробанка Жан-Клод Трише в интервью, данном The Wall Street Journal, сказал, что он - сторонник сильного и стабильного евро. Впрочем, он дипломатично отметил, что "долгосрочная стратегия [денежных властей] по обе стороны Атлантики направлена на обеспечение сильных и стабильных [национальных] валют". Однако рутинные заявления властей США о приверженности политике сильного доллара пока не помогли американской валюте, курс доллара к евро с начала года упал уже почти на 18%. Вчера евро в 12-й раз за последние 14 торговых дней поставил рекорд - $1,2436.
При этом главный экономист Европейского центробанка Отмар Иссинг в интервью телеканалу Bloomberg News заявил, что "нынешний курс соответствует среднему курсу [евро к доллару] в долгосрочной перспективе". Это действительно так. По расчетам Bloomberg, средний курс евро за прошедшие пять лет составил $0,9911, а за десятилетний отрезок средний курс (с учетом курса валют 12 стран до введения евро) равен $1,1185. Тогда получается, что средний курс корзины европейских валют за пятилетку до введения евро составлял $1,2459.
Так что евро сейчас вернулся к уровню начала 90-х. Банк UBS, крупнейший дилер на мировом валютном рынке, около месяца назад прогнозировал, что к концу 2004 г. евро будет стоить $1,32. И пока банк не собирается менять свой прогноз, говорит валютный аналитик UBS в Лондоне Дэн Кэтцив. Но другие банки уже повышают прогнозы: Barclays Capital считает, что евро будет стоить $1,3 через три месяца, а Goldman Sachs - что через шесть.
Председатель ЦБ Нидерландов Наут Веллинг в интервью Financial Times считает укрепление евро полезным для экономики: оно "заставляет европейские компании реструктурировать бизнес... чтобы оставаться конкурентоспособными. В итоге мы получим сильный экспортный сектор и стабильную инфляцию". Главное, считает Веллинг, чтобы укрепление шло без "резких скачков".
Но то, что происходит сейчас на рынке, - это как раз резкий скачок, говорит старший аналитик "НИКойла" Алексей Казаков. Он считает, что это чрезмерная реакция на преодоление курсом евро уровня около $1,2, на котором многие компании хеджировали валютные риски. "Тенденция дальнейшего удешевления доллара явно обозначилась, но евро еще скорректируется вниз. В таком резком ослаблении доллара никто не заинтересован", - говорит он.
У российских денежных властей быстрое укрепление евро не вызывает особого беспокойства. "Сейчас динамика обменных курсов определяется не столько состоянием дел в экономиках, сколько движением краткосрочного капитала. А денег на рынке сейчас очень много из-за низких процентных ставок", - говорит зампред Банка России Константин Корищенко. Говорить о том, меняет ли как-то ЦБ состав своих валютных резервов, он не стал.
Рост курса евро полезен для российской экономики в целом, считают аналитики, хотя его влияние на разные секторы может быть различным. "Основной торговый партнер России - это Европа, доля стран еврозоны в торговом обороте - около 40%. Поэтому в целом для нашей экономики укрепление евро - это хорошо, оно помогает сдерживать укрепление рубля, поддерживая конкурентоспособность российских компаний", - полагает аналитик ОФГ Владислав Орешкин. "Для "АвтоВАЗа" это [укрепление евро], наверное, большой позитив - европейские автомобили дорожают", - говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. А вот в нефтяном секторе снижение доллара стимулирует рост цен на нефть, считает он. "Долларовые издержки нефтяников сильно увеличиваются, но и выручка тоже сильно увеличивается. А кому [из производителей] будет очень плохо от укрепления евро, я не вижу", - говорит он.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 19 декабря 2003, 10:23
|