Басманный суд вчера не смог решить, оставлять ли совладельца "ЮКОСа" Михаила Ходорковского в следственном изоляторе еще на три месяца. Сегодня в полдень суд продолжит рассматривать ходатайство Генпрокуратуры на этот счет. Ходорковский, который появился на публике впервые после своего ареста, был подтянут и бодр.
30 декабря истекает срок пребывания Ходорковского под стражей. Защитники предпринимателя ожидали, что суд рассмотрит ходатайство прокуратуры о продлении срока задержания во вторник или среду. Адвокат Ходорковского Генрих Падва говорит, что следователи общались и с самим Ходорковским, и с адвокатами всю пятницу. Но о том, что слушания назначены на утро понедельника, адвокатам сообщили лишь в 16. 15, когда рабочий день в суде уже почти закончился. Прокуратура требует оставить Ходорковского под стражей до 25 марта.
Ходорковского задержали утром 25 октября в Новосибирске и отправили в Москву. В Генпрокуратуре ему предъявили обвинение по шести статьям Уголовного кодекса - от "мошенничества" до "уклонения от уплаты налогов" и "подделки документов". В тот же день Басманный суд Москвы санкционировал заключение Ходорковского под стражу до 30 декабря. 27 октября Ходорковский был переведен из СИЗО "Матросская Тишина" в находящийся на той же территории СИЗО N 4, специзолятор Главного управления исполнения наказаний (ГУИН). 25 ноября Генпрокуратура объявила о завершении предварительного следствия по делу Ходорковского, и он начал знакомиться с материалами дела.
Адвокаты приехали в суд около половины десятого.
- В связи с недавним интервью г-на [генпрокурора Владимира] Устинова мы ожидаем, что слушания будут открытыми, - сказал канадский адвокат Роберт Амстердам, прилетевший накануне, чтобы в качестве наблюдателя представлять в суде интересы Ходорковского. - Пока мы видим абсолютное нарушение прав Ходорковского в ходе процесса.
Российскому адвокату Ходорковского Антону Дрелю о месте слушания не сообщили. Он внимательно читает вывешенные на дверях распечатки с графиками рассмотрения дел судьями.
- Здесь будет? - спрашивает кто-то из журналистов.
- Да вот бы знать! Они ж все скрывают! - отвечает Дрель. На двери кабинета федерального судьи Андрея Расновского, который в октябре санкционировал арест Ходорковского, под табличкой "Слушается дело" - пустота. За столом в сторонке сдержанно улыбается представитель Генпрокуратуры Валерий Лахтин. В беседу с журналистами он не вступает.
В 10 минут одиннадцатого судья, представитель прокуратуры и адвокаты Ходорковского уединяются в зале заседания. Через полчаса из зала стремительно выбегает адвокат Василий Алексанян.
- Где камеры? Я сейчас скажу два очень важных слова! - он выбегает на улицу к тележурналистам. - Под предлогом обеспечения безопасности участников процесса они пытаются перенести заседание в СИЗО. Это режимный объект, и туда не пустят никого. Скорее всего защита откажется от участия...
"В это невозможно поверить", - говорит Амстердам.
- Мы возражаем, потому что это незаконно. Но еще утром судья сказал, что мы ждем машину, чтобы ехать в "Матросскую Тишину", - объясняет другой адвокат - Карина Москаленко.
К полудню "угроза безопасности участников процесса" исчезает так же неожиданно, как появилась.
- Вышел судья и сказал: "Я должен перед вами извиниться. Информация, которая имелась, не подтвердилась". Дело будет рассматриваться в Басманном суде, - рассказывает Падва. - В течение часа Ходорковского доставят сюда.
Час растягивается больше чем на два. Адвокаты жалуются, что их до сих пор не ознакомили с ходатайством прокуроров. У Падвы "нет сомнений, что это было сделано намеренно".
В половине третьего к зданию суда подъезжает темно-синий броневик Ford без окон. Въезд в проулок перекрывает белая "ГАЗель". Одна из митинговавших с плакатами прилепляет портрет Ходорковского на лобовое стекло броневика так, чтобы владелец "ЮКОСа" с портрета смотрел внутрь машины. Минут через 10 броневик въезжает во внутренний двор суда. Ходорковского мгновенно проводят из машины в здание. В сопровождении автоматчиков и десятка омоновцев он поднимается на 2-й этаж, где находится кабинет Расновского.
На похудевшем миллиардере темно-зеленый спортивный свитер, брюки и темные кроссовки. На правой руке - наручник, которым Ходорковский пристегнут к человеку в штатском.
Ходорковского вталкивают в зал, за ним входят омоновцы, после чего дверь закрывается. Человек в штатском, который вел Ходорковского, молча становится поперек двери. Дверь перегораживают еще двое спецназовцев и один человек с автоматом через плечо. Расновский еще не объявил процесс закрытым, но журналистов в зал уже не пускают.
В три часа заседание наконец начинается. Расновский разрешает присутствовать в зале Амстердаму. Генпрокуратура, по словам Падвы, просит продлить срок пребывания Ходорковского под стражей до 25 марта. В половине четвертого объявляется новый перерыв - чтобы адвокаты могли ознакомиться с делом (к тексту ходатайства Генпрокуратуры прилагаются дополнительные материалы, с которыми должны ознакомиться все стороны процесса). После еще нескольких перерывов около половины десятого вечера в заседании объявляется перерыв до 12. 00 следующего дня. Как сообщил Падва "Интерфаксу", представитель прокуратуры заявил, что срок следствия по делу Ходорковского продлен до 30 марта, но соответствующих документов не представил. Прокуратура просит продлить арест Ходорковского, потому что иначе тот может скрыться от следствия и противодействовать ему.
Защитники Ходорковского сохраняют надежду на то, что суд откажется удовлетворить ходатайство прокуратуры. "Иллюзий нет, но в нашем процессе нам впервые удалось добиться того, что судья отложил решение, - говорит защитник. - Это значит, что нам удалось поколебать позиции той стороны".
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 23 декабря 2003, 09:31
|