Михаил Ходорковский и Платон Лебедев - совладельцы "ЮКОСа" - еще надолго останутся под стражей. Вчера соответствующие решения приняли Басманный и Московский городской суды.
Ходорковского задержали 25 октября в Новосибирске. Ему предъявлено обвинение по шести статьям Уголовного кодекса - от "мошенничества" до "уклонения от уплаты налогов" и "подделки документов". Басманный суд Москвы санкционировал заключение Ходорковского под стражу до 30 декабря. 25 ноября Генпрокуратура объявила о завершении предварительного следствия, и Ходорковский начал знакомиться с материалами дела, составляющего 227 томов. Однако прокуроры просили Басманный суд оставить его под стражей еще на три месяца - до 25 марта.
Басманный суд вчера продолжил рассматривать ходатайство Генпрокуратуры о продлении срока содержания под стражей Михаила Ходорковского. В понедельник судье не удалось принять решения, и рассмотрение дела продолжилось вчера в полдень.
Прозаседав вчера весь день, около семи вечера судья постановил ходатайство прокуроров удовлетворить. Прокуратура настаивала на продолжении ареста Ходорковского, уверяя судью, что совладелец "ЮКОСа" может скрыться от следствия и противодействовать ему.
Представленными суду доказательствами возможности Ходорковского скрыться от следствия, по словам его адвоката Антона Дреля, были наличие у него двух загранпаспортов (они изъяты), справки о выплате ему дивидендов на счета в банке "Траст" (они арестованы), якобы переданные Ходорковским адвокату Ольге Артюховой материалы, которые могли оказать воздействие на участников процесса (15 листов, отпечатанных на принтере). К тому же, говорит Дрель, по новому УПК, прежде чем продлить срок ареста, суд должен получить новые данные, доказывающие, что нельзя обойтись другой мерой пресечения. Получить комментарии у представителей Генпрокуратуры вчера не удалось.
Адвокат Александр Добровинский говорит, что возможность скрыться от следствия на основании доказательств определяет судья. "Но наличие загранпаспорта - это право гражданина. Чтобы скрыться, ему нужно пересечь границу. Она что, плохо охраняется? " - удивляется адвокат.
Когда судья спросил Ходорковского, как тот относится к ходатайству, нефтяник ответил, что его "не может не беспокоить ситуация с правосудием", потому что "суд может принять незаконное решение". Суд решение принял, и теперь защита Ходорковского планирует обжаловать решение судьи Андрея Расновского в Мосгорсуде, а в случае неудачи - дойти до Европейского суда по правам человека.
Мосгорсуд суд вчера уже рассматривал кассационную жалобу адвокатов другого совладельца "ЮКОСа", бывшего директора группы МЕНАТЕП Платона Лебедева, заключенного под стражу до 30 декабря по санкции того же Басманного суда.
Лебедев был заключен под стражу 2 июля. Основные пункты обвинения совпадают с теми, что предъявлены Ходорковскому. 19 августа ему было предъявлено обвинение. 28 октября Басманный суд продлил срок его содержания под стражей. Именно это решение и обжаловали адвокаты в Мосгорсуде.
Представитель Генпрокуратуры Антон Трунин, по сообщению "Интерфакса", в ходе рассмотрения кассации настаивал, что, находясь на свободе, Лебедев может "принять меры к ликвидации имеющихся доказательств" и "оказать давление на свидетелей". Мосгорсуд эти доводы удовлетворили, и он оставил решение Басманного суда в силе. Адвокаты Лебедева предполагают, что Генпрокуратура в ближайшие дни может обратиться с новым ходатайством о продлении содержания его под стражей. Срок подачи ходатайства истекает 25 декабря. Вчера вечером у адвоката Лебедева Евгения Бару данных о подаче нового ходатайства не было.
Лебедеву предъявили обвинение 19 августа, Ходорковскому - 10 ноября. Но 8 декабря, напоминают адвокаты обоих совладельцев "ЮКОСа", вступили в силу поправки в УК и УПК, в том числе и в "их" статьи. Добровинский говорит, что теперь прокуратура должна скорректировать обвинения с учетом изменений в законе. Но прокуратура в ответ на просьбу адвокатов учесть это сообщила, что "преступность деяний не устранена", говорит Дрель.
"Есть такая старая фраза: "Суд независим и подчиняется только закону". Но в советские времена шутили, что суд независим и подчиняется только обкому", - говорит адвокат Добровинский.
БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ: После того как Ходорковского доставили в суд, на этаже, где находится кабинет рассматривающего ходатайство судьи Андрея Расновского, появился судебный пристав Сергей Филиппов и несколько человек в штатском. Они потребовали пройти с ними фотокорреспондента одной из газет. Затем вывели корреспондента "Ведомостей" на том основании, что у него "нет повестки". Отобрав у корреспондента журналистское удостоверение, Филиппов заявил, что "здесь не спорят", и сослался на устное распоряжение председателя суда Ольги Солоповой. Добровинский считает, что Солопова, запретив журналистам появляться на этаже, а не только в самом зале, где шло закрытое заседание по делу Ходорковского, нарушила закон, который провозглашает принцип открытости судопроизводства.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 24 декабря 2003, 09:44
|