Россия успешно сторгуется с Вашингтоном по поводу так называемого "иракского вопроса". Таков смысл большинства комментариев СМИ относительно содержания предстоящего на следующей неделе визита госсекретаря США Колина Пауэлла в РФ.
Приводится даже схема урегулирования вопроса: Россия списывает Ираку 2/3 долга (оцениваемого ныне в 8 млрд долл.) и получает в ответ признание прав "ЛУКОЙЛа" на месторождение "Западная Курна-2". По крайней мере, намеки российского руководства на списание долгов Багдада и туманные обещания Вашингтона допустить компании других стран работать в Ираке трактуются именно так.
Как бы важен ни был политический аспект готовящегося соглашения, аналитиков нефтяного рынка эта тема волнует прежде всего в плане перспективы уровня цен на "черное золото".
На прошлой неделе Международное энергетическое агентство (IEA) опубликовало доклад, согласно которому мировое потребление нефти в следующем году на фоне высоких потребностей Восточной Азии вырастет на 1,2 млн барр. в сутки и цены останутся высокими. И это несмотря на то, что производство "черного золота" и сейчас находится далеко не на низком уровне. Эксперты IEA утверждают, что страны ОПЕК в декабре добывали гораздо больше нефти, чем было установлено предпоследней конференцией картеля. 26 млн барр. вместо 24,5 добывала так называемая действующая "десятка" ОПЕК, а вместе с показателями Ирака эта цифра поднималась до 27,95 млн "бочек" в сутки.
Между тем рост производства и поставок нефти как "организованными" экспортерами, так и независимыми производителями (а только Россия в этом году увеличила добычу нефти более чем на 12%) никак не сказался на уровне цен. Последние вот уже более 30 торговых дней остаются выше верхней планки "коридора ОПЕК" (22-28 долл. за барр.). И несмотря на то, что по принятым еще в 1999 г. правилам картель обязан автоматически повышать добычу сырья, если выход за верхнюю отметку длится более 20 торговых дней, этого до сих пор не происходит (то есть не происходит официально - указанный доклад IEA свидетельствует о том, что картель стремится сделать это "втихую").
Сказываются несколько факторов, например, рост потребления в Восточной Азии, связанный с экономическим ростом в этом регионе, и "погодный" рост в Северной Америке. Холода на востоке США и лютые морозы в Канаде резко увеличили потребление топочного мазута и некоторых других видов топлива в этом регионе. При этом коммерческие запасы нефти в США последние недели (а в целом и последние месяцы) сокращались - и виноват в этом не только высокий "погодный спрос", но и пополнение стратегических резервов. Ныне стратегические резервуары (специально оборудованные соляные пещеры в Техасе и Луизиане), созданные в 1975 г. на случай войны, заполнены на 90%, и через несколько месяцев они должны заполниться на полную мощность (700 млн "бочек"), а после реконструкции хранилищ, возможно, в них поместится и 1 млрд барр.
Программа увеличения этих резервов была провозглашена Бушем в декабре 2002 г. и обосновывалась тем, что предстоящая война с Ираком может вызвать перебои в поставках "черного золота" в США. Война давно закончилась (мало того, что американцы с помощью местных специалистов наращивают добычу сырья в поверженном Ираке), однако программа резервирования продолжает реализовываться и даже расширяется. И это несмотря на то, что закупка нефти в стратегический запас подхлестывает цены на "черное золото" - а высокий уровень этих цен серьезно сдерживает экономический рост в Америке.
Парадокс может объясняться разными причинами, в том числе и выгодами нефтяных компаний, с которыми тесно связана администрация Буша. Но вполне возможен и худший вариант: Белый дом в преддверии президентских выборов готовит еще одну "маленькую победоносную войну" в каком-то нефтеносном регионе, и резервы черного золота опять нужны для перестраховки.
В таком случае американцам тем более нужно сотрудничество с другими странами, в то числе с Россией, Францией и Германией, оппонировавшими Вашингтону в период конфликта с Ираком. Участие этих держав в реконструкции иракской экономики дало бы Вашингтону дополнительные гарантии того, что поставки нефти со Среднего и Ближнего Востока "в случае чего" не будут серьезно нарушены. Сейчас Ирак нуждается не только в разработке новых месторождений, но и в освоении старых, кроме того, необходимо восстановить транспортные мощности. К примеру, нефтепровод, ведущий с севера страны в турецкий порт Джейхан, не функционирует, и это сильно сдерживает возрождение нефтедобычи в стране. А участие российских и французских специалистов, инвестиции частного капитала соответствующих стран могли бы помочь быстрее устранить такие трудности.
Тем временем, пока Вашингтон пробует договориться с Москвой и Парижем, на мировом нефтяном рынке поддерживается высокий спрос на сырье. К концу минувшей недели цены на индикативный сорт Brent (по февральским и мартовским контрактам) закрепились на отметках выше 30 долл. за барр. То есть практически на том же уровне, который наблюдался в канун вторжения американцев в Ирак. Является ли рост нефтяных котировок следствием только небывалых американских холодов или предвоенных настроений, покажет уже следующая неделя. По прогнозам синоптиков, уже через 10 дней в Северной Америке станет теплее, и если котировки нефти существенно упадут, значит, рынок не очень верит в новый "Шок и трепет".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Понедельник, 19 января 2004, 15:45
|