"Российские железные дороги" всерьез задумались о выходе на финансовые рынки. К лету монополия планирует обзавестись кредитным рейтингом, чтобы уже осенью разместить облигации на сумму до $500 млн.
По предварительным данным по МСФО, выручка РЖД в 2003 г. составила 567,3 млрд руб., EBITDA (прибыль до уплаты налогов и начисления амортизации) - 144,6 млрд руб.
Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев обсудил с вице-президентом инвестбанка J.P. Morgan Миклошем Кормошем вопросы совместного сотрудничества по привлечению инвестиций в железнодорожную отрасль. Как объяснил "Ведомостям" Кормош, J.P. Morgan уже имеет опыт работы с естественными монополиями в России. Инвестбанк ведет ряд проектов для РАО "ЕЭС России", готовит приватизацию "Связьинвеста" и Внешторгбанка. "Бизнес J.P. Morgan когда-то начинался с финансирования строительства железных дорог в США", - шутит Кормош. Своим опытом инвестбанк готов поделиться с созданной 1 октября железнодорожной монополией. "Очевидно, что РЖД, как крупной инфраструктурной компании с большими инвестиционными потребностями, необходимо привлекать капитал на международном рынке, - говорит Кормош. - Мы готовы в этом помочь и обсудили несколько вариантов - еврооблигации, проектное финансирование или создание совместных предприятий. Но сначала РЖД требуется получить международный кредитный рейтинг".
Вице-президент РЖД Федор Андреев, курирующий финансы компании, говорит, что монополия намерена в ближайшее время приступить к процедуре получения рейтинга в мировых кредитных агентствах Standard & Poor's и Moody's. А J.P. Morgan станет консультировать РЖД в этом вопросе. Получить рейтинг монополия может уже к лету, если ее аудитор Ernst & Young успеет завершить аудит международной отчетности РЖД, говорит Андреев. С ним соглашается и Кормош: "Процедура получения рейтинга, как правило, занимает от трех до шести месяцев".
Между тем аналитик "Ренессанс Капитала" Павел Мамай предполагает, что J.P. Morgan не ограничится ролью консультанта РЖД по получению рейтинга. "Само по себе это неприбыльно, - отмечает он. - Обычно инвестбанки предлагают эту услугу в комплексе, рассчитывая получить мандат по размещению еврооблигаций для клиента". Кормош не исключает возможности того, что J.P. Morgan выступит организатором еврооблигационного займа для РЖД. "Однако эта тема в деталях пока не обсуждалась", - подчеркивает он.
Впрочем, Андреев говорит, что уже этой осенью РЖД собирается выйти на рынок публичного финансирования: "Наша цель - удешевить структуру кредитного портфеля, ну и конечно создать кредитную историю компании". По словам Андреева, кредиторская задолженность РЖД составляет около 10 млрд руб., еще около 5 млрд руб. - кредитные обязательства компании по лизингу подвижного состава. Эти 15 млрд руб. и будут предельной суммой планируемого выпуска облигаций, говорит Андреев. Он подчеркивает, что топ-менеджменту компании хотелось бы разместить еврооблигации. "Однако для этого понадобится подготовить детальный финансовый план и инвестпрограмму на три года вперед, чтобы инвесторы видели все прогнозы и все риски, - предупреждает Андреев. - Если мы не успеем этого сделать, то ради прецедента разместим российские облигации на сумму до 10 млрд руб. ".
Аналитики оптимистично относятся к планам РЖД. "Если компания получит кредитный рейтинг, то выпустить еврооблигации вполне реально, - говорит Сергей Суверов из банка "Зенит". - У мирового рынка хороший аппетит на российских эмитентов". "Исходя из предварительных финансовых показателей РЖД и ее значения в российской экономике компания может стать первоклассным заемщиком, - соглашается Мамай из "Ренессанс Капитала". - Однако для этого ей необходимо раскрыть большое количество информации о себе".
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 23 января 2004, 10:32
|