Как стало известно Минимущество РФ не оставляет попыток установить единоличный контроль над Калужским турбинным заводом (КТЗ).
По требованию министерства на 12 января 2004 г. было назначено внеочередное собрание акционеров КТЗ (в заочной форме), на котором им предлагалось одобрить решение об увеличении уставного капитала предприятия на 8,7% путем размещения в пользу государства дополнительной эмиссии обыкновенных акций.
Впрочем, собрание не состоялось, поскольку компания Siemens - один из главных акционеров - и само Минимущество не приняли в нем участие. Концерн "Силовые машины" проголосовал против допэмиссии и, судя по всему, намерен бороться с ее проведением. Между тем, по словам аналитиков, рецидив старого конфликта может указывать на желание государства получить долю в компании "ОМЗ - Силовые машины", создаваемой при слиянии концерна "Силовые машины" и "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ).
ОАО "Калужский турбинный завод" (г. Калуга) - один из крупнейших в России производителей турбинного оборудования для энергетики. Выпускает паровые турбины малой мощности для ТЭЦ, ГРЭС, АЭС и предприятий других отраслей промышленности, а также геотермальные турбины и энергоблоки. Основными акционерами предприятия являются Минимущество РФ (25,1% УК и 32,77% голосующих акций), концерн "Силовые машины" (21,1% и 25,5% соответственно) и Siemens AG (19,01% и 24,82%). По итогам 9 месяцев прошлого года выручка предприятия возросла на 65,5% к аналогичному периоду 2002 г., до 728,9 млн руб. Чистая прибыль составила 2,6 млн руб.
Более трех лет КТЗ является яблоком раздора между государством в лице Минимущества и частными акционерами - концерном "Силовые машины" и Siemens. "Силовые машины" заинтересованы в установлении над предприятием полного контроля, с тем чтобы в дальнейшем включить его в собственную структуру путем перевода на единую акцию и таким образом получить контроль над производителями всего спектра турбин. Для государства такой вариант неприемлем, поскольку КТЗ выполняет заказы для ВМФ и является стратегическим предприятием. В результате все принципиальные вопросы принимаются со скрипом. Между тем в борьбе за КТЗ Минимущество явно одерживает стратегическую победу. В 2001 г. министерству удалось увеличить свою долю в капитале предприятия с 20% до 25,1%, проведя через собрание акционеров размещение в пользу государства 43 тыс. обыкновенных акций и, соответственно, уменьшив доли частных владельцев.
Но, как стало известно RBC daily, на этом Минимущество решило не останавливаться. По требованию министерства на 12 января 2004 г. было назначено внеочередное собрание акционеров КТЗ (в заочной форме), на котором им предлагалось одобрить решение об увеличении уставного капитала предприятия на 8,7%. В пользу государства предполагалось выпустить 58 621 обыкновенную акцию в счет инвестиционной программы, осуществляемой на предприятии на средства федерального бюджета. Однако, как сообщили RBC daily на КТЗ, собрание не состоялось. "Минимущество и Siemens не успели представить собственные бюллетени, поэтому на собрании не было кворума", - сообщили на заводе. Собеседник отказался рассказать RBC daily, как проголосовал концерн "Силовые машины" по вопросу увеличения уставного капитала. В самом концерне, как и в Siemens, комментарии по несостоявшемуся собранию давать отказались.
Неразговорчивость "Силовых машин" вполне понятна. Скорее всего, концерн проголосовал против допэмиссии, поскольку в случае ее размещения размывался не только блокпакет акций КТЗ, принадлежащий компании, но и 50%-ная доля голосующих акций, находящихся в собственности "Силовых машин" и Siemens (до 45,2%). Напротив, доля Минимущества увеличивалась до 39,62%. В "Россудостроении", глава которого, Владимир Поспелов, входит в совет директоров КТЗ, официальные комментарии давать также отказались, отметив только, что "идет борьба, и вопрос о судьбе КТЗ будет решаться после визита на предприятие Бориса Алешина". В аппарате вице-премьера RBC daily подтвердили, что 3-4 февраля г-н Алешин должен посетить предприятие, но прокомментировать текущую ситуацию не смогли. В Минимуществе РФ RBC daily комментариев получить не удалось.
Сергей Суверов из Банка ЗЕНИТ понимает логику Минимущества РФ и считает, что государству выгоднее иметь крупный пакет в конкретном предприятии, чем небольшой в крупном холдинге. "С другой стороны, концерну "Силовые машины" все равно удастся консолидировать КТЗ в свою структуру, - заявил г-н Суверов RBC daily. - Государство конвертирует свою долю в "ОМЗ - Силовые машины", потому что олигархи просто договорятся с чиновниками по этому поводу". Правда, по словам аналитика, государство в таком случае может потребовать такую долю в капитале крупнейшей машиностроительной компании в области энергетики, которая бы позволила ему иметь своего представителя в совете директоров и отчасти контролировать ее деятельность. "Мне кажется, что сейчас Минимущество стремится всеми силами увеличить долю государства в "дочках" объединяющихся компаний, чтобы потом получить возможность провести своего представителя в совет директоров "ОМЗ - Силовые машины", - продолжает Сергей Суверов. - Правда, если акционеры КТЗ не найдут компромисса, то на предприятии сложится патовая ситуация: Минимущество будет блокировать инициативы "Силовых машин", и наоборот".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Пятница, 30 января 2004, 14:56
|