Украина приняла решение об эксплуатации нефтепровода
Одесса-Броды в прямом режиме, отказавшись от российского
"реверсного" варианта, заявил в среду журналистам
вице-премьер Украины Андрей Клюев.
Напомним, что Россия предлагала использовать
нефтепровод Одесса-Броды в реверсном режиме. За реверс в
основном боролась Тюменская нефтяная компания (ТНК),
поэтому можно сказать и так - проиграла от этого решения в
основном ТНК.
Для российской стороны это заявление прозвучало
несколько неожиданно, поскольку еще в конце января текущего
года президент РФ Владимир Путин в рамках визита в Украину,
как ожидалось, должен был подписать соглашение с Украиной о
реверсном использовании нефтепровода. Однако ожидаемого
подписания не произошло, и многие тогда объяснили это лишь
технической недоработкой соглашения. Однако теперь стало
ясно, что это скорее политическое решение - Украина идет на
сближение с ЕС, которого России пока достичь не удается. В
данном случае речь не шла об усилении энергозависимости от
России - транзит нефти по трубе Одесса-Броды не сравним с
масштабами транзита российского газа. Объем прокачки
российской нефти по трубопроводу Одесса-Броды мог бы
составить только около 9 млн т.
Это лишь часть реализации планов Украины по вступлению
в ЕС раньше России. "Западники" победили в борьбе над
"славянофилами". России стоит поучиться у европейцев и
американцев лоббировать (отстаивать) свои интересы на
государственном уровне. Интересы США в прямом варианте
также очевидны - американские компании имеют долю в
каспийских проектах и заинтересованы в увеличении прокачки
каспийской нефти.
Реализация проекта реверса трубы Одесса-Броды частично
отражала эту борьбу. В начале октября 2003 г.
наблюдательный совет ОАО "Укртранснефть" (трубопроводный
украинский оператор) утвердил решение о заполнении
нефтепровода "Одесса-Броды" нефтью Urals в размере 420 тыс.
т, предоставленной компанией ТНК-BP в кредит сроком на 3
года. ОАО "ТНК" заявило о готовности транспортировать по
трубопроводу "Одесса-Броды" 9 млн т нефти в год. Это
решение было принято после того, как в конце сентября 2003
г. ТНК-ВР заявила, что отзовет предложение о поставке
"Укртранснефте" до 450 тыс. т российской нефти на условиях
кредита сроком на 3 года для заполнения трубопровода
"Одесса-Броды", если Украина не примет его до 8 октября
2003 г. При реализации реверсного варианта через трубу
Одесса - Броды российская нефть шла бы из магистрального
трубопровода "Дружба" в направлении терминала "Южный"
(Одесса), где бы перегружалась в танкеры для поставок в
Южную Европу и Северную Африку.
Нельзя исключать, что заявление А.Клюева вскоре будет
дезавуировано.
Напомним, что нефтепровод "Одесса-Броды" протяженностью
674 км и пропускной способностью 9-14.5 млн т в год был
построен в 2001 г., как первая очередь Евразийского
нефтетрубопровода "Одесса-Броды-Гданьск". Мощность всего
трубопровода позволила бы получать Европе 40 млн т нефти
ежегодно при цене прокачке в 5.2 долл. за тонну. Теперь это
проект получил продолжение.
При эксплуатации нефтепровода в прямом направлении
Украина будет нефть с каспийских месторождений переваливать
в терминале "Южный" (Одесса) в нефтепровод Одесса-Броды,
которая далее пойдет на НПЗ Европы - в первую очередь,
Чехии и Германии.
Тем не менее, исключая политическую составляющую нельзя
забывать, что труба "Одесса-Броды-Гданьск" изначально
проектировался для прокачки каспийской нефти сначала по
нефтепроводу Тенгиз (Казахстан)-порт Новороссийск (Россия)
или Баку (Азербайджан)-порт Супса (Грузия), в портах нефть
переваливалась бы на танкеры для поставок по Черному морю
до терминала Южный в Одессе.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Среда, 4 февраля 2004, 17:15
|