"Аэрофлоту" надоело терять деньги из-за падения курса американской валюты. С 1 февраля ведущий авиаперевозчик страны продает билеты на свои международные рейсы по курсу 30 руб. /$. Компания может выручить на этом 1 млрд руб.
"Аэрофлот" - крупнейший российский авиаперевозчик. В прошлом году перевез 5,84 млн пассажиров. По стандартам IAS, чистая прибыль "Аэрофлота" за девять месяцев 2003 г. составила $89,5 млн, доходы от перевозок - $980,8 млн. Государству принадлежит 51,17% акций "Аэрофлота", Национальному резервному банку (НРБ) - около 30%.
С 1 февраля билеты на международные рейсы "Аэрофлота" подорожали. "Раньше мы продавали билеты на них в условных единицах, фактически долларах США, по курсу Центробанка на день оплаты. С 1 февраля приказом по компании у. е. приравнена к 30 руб., - объясняет замдиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - В годовом плане у нас как раз заложен курс 30 руб. за доллар".
Туроператоры расстроены решением "Аэрофлота". "Авиакомпания никого не предупредила, просто прислала в понедельник факс, что теперь курс 30 руб. /$. А мы собирали деньги с клиентов еще в январе, по курсу ЦБ, и потеряли около $20 с каждого проданного билета", - сетует гендиректор "Туринфо РФР" Михаил Лапшин.
По оценке замдиректора компании "Инна-Тур" Дмитрия Горина, билеты "Аэрофлота" подорожали в среднем на 5,3%. "Мы собираемся вести переговоры с "Аэрофлотом", чтобы на остаток зимнего сезона (февраль - март) были сохранены прежние условия взаиморасчетов - по курсу ЦБ", - говорит Горин.
Экономист ИК "Тройка Диалог " Антон Струченевский считает действия "Аэрофлота" оправданными, поскольку рублевые издержки компании будут расти вместе с инфляцией. Представитель "Аэрофлота" поясняет, что компания несет значительную часть издержек в валютах, укрепляющихся по отношению к доллару. Расходы на закупку топлива и зарплаты персоналу производятся в рублях, а на содержание зарубежных представительств - в евро, поэтому ослабление доллара ведет к падению прибыли.
По прогнозам "Тройки Диалог ", к концу 2004 г. доллар подешевеет до 28 руб. Аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев оценивает выручку "Аэрофлота" от международных перевозок примерно в $650 млн (большая ее часть поступает в рублях). Введение внутрикорпоративного курса доллара позволит компании увеличить свою годовую выручку на 1 млрд руб.
"Я бы на месте "Аэрофлота" давно уже перевел цены в евро", - рассуждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Однако, по словам Кошлякова, "Аэрофлот" не будет этого делать, потому что расчеты с иностранными авиакомпаниями по правилам авиатранспортной ассоциации IATA ведутся в долларах.
Представитель по связям с общественностью авиакомпании Lufthansa Анна Зайцева говорит, что цены на билеты ее компании номинированы в долларах.
Лапшин из "Туринфо РФР" напоминает, что иностранные компании пользуются различными системами бронирования, в которых собственное курсообразование. "Например, British Airways пользуется системой бронирования Gabriel. Курс Gabriel равен примерно 29,54 в рублях. Он часто меняется, в среднем на рубль выше, чем курс ЦБ", - поясняет Лапшин.
Другие российские авиаперевозчики не спешат последовать примеру "Аэрофлота". Представители "Трансаэро" и "Пулково" сказали, что билеты на их международные рейсы по-прежнему оплачиваются по официальному курсу рубля к доллару. А пресс-секретарь "Сибири" Михаил Кошман говорит, что у его авиакомпании цены на международные перевозки номинированы в местной валюте: "Если это Германия - то евро, если Китай - то юани, российский пассажир все равно платит в рублях, а тариф высчитывается по курсу ЦБ на день оплаты".
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 5 февраля 2004, 09:49
|