Смена "АвтоВАЗом" своего модельного ряда станет эффективной только при грамотной ценовой политике
"АвтоВАЗ" взял в Deutsche Bank кредит на сумму 240 млн долл. сроком на три года. Об этом сообщил в конце прошлой недели вице-президент стратегического корпоративного управления ОАО "АвтоВАЗ" Михаил Москалев. По его словам, теперь тольяттинскому автопроизводителю больше не понадобится занимать деньги, выпуская векселя. Правда, на что конкретно будет потрачен кредит, на "АвтоВАЗе" не уточняют, говоря лишь о финансировании неких инвестиционных программ. Аналитики считают, что речь идет прежде всего о вложении в производство новых автомобилей - "Калины" и обновленной "десятки" ВАЗ-2170. Косвенно это подтверждает и сам Михаил Москалев, сообщивший о намерениях "АвтоВАЗа" "полностью сменить модельный ряд до 2008 года". С воодушевлением восприняв инициативу автогиганта по смене своего модельного ряда, эксперты называют ее хорошим имиджевым ходом в условиях жесткой конкуренции с российскими иномарками. Однако то, насколько оправданной окажется стратегия автогиганта, выбранная им на ближайшие четыре года, напрямую зависит от грамотности ценовой политики, которую завод будет проводить, прежде всего, в отношении ВАЗ 2170.
Во "Внешторгбанке", который является партнером "АвтоВАЗа", говорят, что кредит, полученный в Deutsche Bank, является беспрецедентным на сегодня для российского предприятия уровня "АвтоВАЗа". Аналитики в свою очередь называют этот кредит "долгожданным". "Сумма в 240 млн долл. созвучна той сумме, которая заявлялась несколько лет назад как необходимая для освоения "Калины". Правда, тогда речь шла о 280-300 млн долл.", - сказал RBC daily эксперт консалтинговой компании BKG Владимир Скопцов. Несмотря на то что в итоге получено все-таки 240 млн, в ИК "АТОН" позитивно оценивают сам факт получения кредита в принципе. "Пока обнародовано недостаточное количество информации об условиях кредита, поэтому трудно делать выводы. Но в любом случае это хорошая новость - хотя бы потому, что крупный международный банк взял на себя риски "АвтоВАЗа"", - сказал RBC daily Тимоти МакКачен, аналитик ИК "АТОН".
Хотя на самом "АвтоВАЗе" RBC daily по вопросу о целях кредита никак не дали никаких комментариев, аналитики почти уверены в его предназначении. "Скорее всего, кредитные ресурсы будут пущены на "подъем" "Калины" (должна быть запущена в серийное производство осенью 2004 г. - RBC daily)", - говорит Владимир Скопцов. Кроме того, часть средств может быть направлена на другой приоритетный проект - обновленную "десятку" ВАЗ-2170. По словам Михаила Москалева, глобальной целью "АвтоВАЗа" на ближайшие четыре года станет "полное обновление модельного ряда". За счет чего оно будет происходить - ясно уже сейчас. "Говоря о новинках, на "АвтоВАЗе" анонсируют только "Калину" и обновленную "десятку". Разработка и запуск других новых автомобилей осложняется тем, что для этого срочно придется переоборудовать конвейер, но на примере "Калины" мы видим, насколько сложно это для "АвтоВАЗа". Впрочем, понятие "новый модельный ряд" не обязательно будет означать появление еще каких-то новых автомобилей", - говорит Тимоти МакКачен. По его словам, учитывая, что "АвтоВАЗ" и далее собирается выпускать машины, которые будут стоить в пределах 10 тыс. долл., то двух машин - "Калины" и обновленной "десятки" - и их модификаций будет вполне достаточно.
Причина активизации лидера российского автомобилестроения - возросшая за последнее время конкуренция на рынке со стороны иномарок отечественной сборки. "Меняя модельный ряд, "АвтоВАЗ" хочет добиться поднятия своего имиджа в глазах россиян. Если посмотреть ретроспективу заявлений представителей "АвтоВАЗа" за последнее время, то становится ясно, что недавно с производства была снята "восьмерка", в ближайшее время будет сниматься "девятка", 2107, 2105 и десятое семейство", - отмечает Владимир Скопцов. По его словам, "полная смена модельного ряда до 2008 года", видимо, будет происходить за счет того, что в этом году наконец будет запущена "Калина", а на смену "десятке" придет ее обновленная версия ВАЗ-2170. "В то, что могут наладить за оставшиеся четыре года производство обещанных автомобилей классов С и D, я не очень верю. Показать - покажут, но до 2008 года в производство не запустят. Здесь стоит вспомнить случай с "Калиной", которую показали еще года три назад, а начнут серийно производить лишь в конце этого года", - отмечает эксперт BKG.
Тем не менее снимать с производства все, что сегодня выпускает "АвтоВАЗ", безусловно, нужно. ""Классика", "восьмерка", "девятка" и даже "десятка" - это машины прошлого века", - говорит Владимир Скопцов. Другое дело - сможет ли ведущий российский автопроизводитель выпускать через четыре года действительно конкурентоспособные автомобили. "О том, насколько успешно новые автомобили "АвтоВАЗа" будут конкурировать с иномарками российской сборки, делать выводы пока рано", - говорит Тимоти МакКачен. Его коллега из компании BKG более категоричен. ""Калина" не сможет конкурировать с иномарками отечественной сборки, хотя бы потому что это машина, которая принадлежит к более низкому классу - где-то между А и В. Например, Ford Focus и KIA Rio - более "крутые" машины класса С. Теоретически возможными конкурентами "Калины" могут быть машины малого класса типа Peugeot 206, с объемом двигателя не более 1,3 л", - отмечает г-н Скопцов. Зато имеет шансы конкурировать с российскими иномарками разрабатываемый ВАЗ-2170. "Этот автомобиль в принципе должен принадлежать к тому же сегменту, в котором работают "Автотор" и завод во Всеволожске", - говорит Владимир Скопцов. Однако вопрос, будет ли все-таки в результате тот же ВАЗ-2170 конкурировать с отечественными иномарками, пока открыт. По словам экспертов, многое зависит от цены. "Если, условно, автомобиль стоит 5 тыс. долларов он, безусловно, будет конкурентоспособен только из-за цены. В случае если цена нового ВАЗ будет ниже цены Ford Focus или KIA на 2-2,5 тыс. долл., покупатели выберут не ВАЗ", - говорит эксперт BKG. Поэтому оптимальная цена, при которой ВАЗ-2170 сможет составить конкуренцию иномаркам российской сборки, должна быть ниже на 4-4,5 тыс. долл., чем у Ford Focus, то есть менее 8 тыс. долл.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Понедельник, 16 февраля 2004, 15:36
|