Правительство РФ утвердило основы ценообразования в
отношении электрической и тепловой энергии в РФ, а также
правила государственного регулирования и применения тарифов
на электрическую и тепловую энергию в РФ. Как сообщил
департамент правительственной информации, соответствующее
постановление №7109 подписал 26 февраля временно
исполняющий обязанности председателя правительства РФ
Виктор Христенко.
III. Принципы и методы регулирования тарифов (цен):
4. Регулирование тарифов (цен) осуществляется в
соответствии с целями и принципами государственного
регулирования, предусмотренными федеральными законами "О
государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию в РФ" и "Об электроэнергетике".
5. Регулирование тарифов (цен) основывается на принципе
обязательности раздельного учета организациями,
осуществляющими регулируемую деятельность, объемов
продукции (услуг), доходов и расходов по производству,
передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством
РФ.
При установлении тарифов (цен) не допускается повторный
учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
6. Организации, осуществляющие регулируемую
деятельность, обязаны вести раздельный учет по следующим
видам деятельности:
1) производство электрической энергии;
2) производство тепловой энергии;
3) передача электрической энергии по единой
национальной (общероссийской) электрической сети;
4) передача электрической энергии по распределительным
сетям;
5) передача тепловой энергии;
6) оказание услуг по организации функционирования и
развитию Единой энергетической системы России;
7) организация функционирования торговой системы
оптового рынка электрической энергии (мощности);
8) обеспечение системной надежности;
9) технологическое присоединение к электрическим сетям;
10) оперативно-диспетчерское управление в
электроэнергетике;
11) сбыт электрической энергии;
12) сбыт тепловой энергии.
7. При установлении тарифов регулирующие органы
принимают меры, направленные на исключение из расчетов
экономически необоснованных расходов организаций,
осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если по итогам расчетного периода
регулирования на основании данных статистической и
бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены
необоснованные расходы организаций, осуществляющих
регулируемую деятельность за счет поступлений от
регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны
принять решение об исключении этих расходов из суммы
расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий
расчетный период регулирования.
8. Регулирующие органы на основе предварительно
согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов
организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,
обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости
расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный
уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на
период, предшествующий сокращению расходов.
9. Если организация осуществляет кроме регулируемой
иные виды деятельности, расходы на их осуществление и
полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не
учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).
Расходы на содержание социальной инфраструктуры
федерального государственного унитарного предприятия
"Концерн "Росэнергоатом" (далее - концерн "Росэнергоатом")
и других организаций атомной энергетики - поставщиков
электрической энергии на оптовый рынок, учитываются в
тарифах в соответствии с порядком, утверждаемым Федеральной
энергетической комиссией РФ по согласованию с Министерством
РФ по атомной энергии.
10. Если организации, осуществляющие регулируемую
деятельность, в течение расчетного периода регулирования
понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при
установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные
с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию,
потребляемую в течение расчетного периода регулирования,
эти расходы учитываются регулирующими органами при
установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период
регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием
заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка
средств).
11. Если деятельность организации регулируется более
чем одним регулирующим органом, то регулирующие органы
обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры
необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем
необходимой валовой выручки возмещал экономически
обоснованные расходы и обеспечивал экономически
обоснованную доходность инвестированного капитала этой
организации в целом по регулируемой деятельности.
12. При установлении тарифов (цен) на электрическую
энергию (мощность) в регулируемом секторе оптового рынка и
на розничном рынке в необходимую валовую выручку не
включаются финансовые результаты деятельности (прибыль или
убытки) в секторе свободной торговли оптового рынка (за
исключением случая, предусмотренного пунктом 49 настоящего
документа).
13. При расчете тарифов (цен) на электрическую энергию
(мощность) для производителей, осуществляющих поставку
электрической энергии (мощности) одновременно на розничный
и оптовый рынки, в необходимую валовую выручку от
деятельности на одном из указанных рынков не включаются
финансовые результаты деятельности (прибыль или убытки) на
другом рынке.
14. При регулировании тарифов могут устанавливаться:
тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу
продукции, работ, услуг);
предельные минимальные и (или) максимальные уровни
тарифов.
15. При регулировании тарифов может применяться:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод экономически обоснованной доходности
инвестированного капитала;
3) метод индексации тарифов.
В случае применения метода экономически обоснованной
доходности инвестированного капитала указанные в пунктах
30, 32, 33 и 34 настоящего документа расходы финансируются
организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, за
счет полученной с использованием указанного метода валовой
прибыли.
Метод индексации применяется с учетом пункта 37
настоящего документа.
16. При использовании метода экономически обоснованных
расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера
необходимой валовой выручки организации, осуществляющей
регулируемую деятельность, от реализации каждого вида
продукции (услуг) и расчетного объема производства
соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период
регулирования.
Расчетный годовой объем производства продукции и (или)
оказываемых услуг определяется исходя из формируемого
Федеральной энергетической комиссией РФ сводного
прогнозного баланса производства и поставок электрической
энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы
России по субъектам РФ (далее - сводный баланс).
Сводный баланс формируется Федеральной энергетической
комиссией РФ с поквартальной и помесячной разбивкой на
основе принципа минимизации суммарной стоимости
электрической энергии (мощности), поставляемой
потребителям, при участии органов исполнительной власти
субъектов РФ в области государственного регулирования
тарифов, организации, оказывающей услуги по организации
функционирования и развитию Единой энергетической системы
России, администратора торговой системы и системного
оператора оптового рынка электрической энергии.
Порядок формирования сводного баланса, а также внесения
в него изменений и уточнений определяется Федеральной
энергетической комиссией РФ.
Особенности расчета и установления тарифов на услуги,
оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую
деятельность, определяются в соответствии с разделом VI
настоящего документа.
17. Определение состава расходов, включаемых в
необходимую валовую выручку, и оценка их экономической
обоснованности производятся в соответствии с
законодательством РФ и нормативными правовыми актами,
регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
18. В необходимую валовую выручку включаются
планируемые на расчетный период регулирования расходы,
уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций
(расходы, связанные с производством и реализацией продукции
(услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не
учитываемые при определении налоговой базы налога на
прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
19. Расходы, связанные с производством и реализацией
продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности,
включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию;
3) на оплату услуг, оказываемых организациями,
осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных
активов;
8) прочие расходы.
20. Расходы, не учитываемые при определении налоговой
базы налога на прибыль (относимые на прибыль после
налогообложения), включают в себя следующие основные группы
расходов:
1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное
воспроизводство;
2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после
уплаты налогов;
3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые
на прибыль после налогообложения, включая затраты
организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и
компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными
соглашениями.
21. В необходимую валовую выручку включается сумма
налога на прибыль организаций.
22. Расходы на топливо, включаемые в необходимую
валовую выручку, определяются на основе:
1) нормативов удельного расхода топлива (за исключением
ядерного), дифференцированных по типам генерирующего
оборудования и видам топлива, на производство 1
киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории
тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики РФ
по согласованию с Федеральной энергетической комиссией РФ;
2) цен на топливо, определяемых в соответствии с
пунктом 36 настоящего документа;
3) определяемой в установленном порядке потребности в
ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций,
включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;
4) расчетных объемов потребления топлива (за
исключением ядерного) с учетом структуры его использования,
сложившейся за последние 3 года;
5) нормативов создания запасов топлива (за исключением
ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой,
утверждаемой Министерством энергетики РФ по согласованию с
Федеральной энергетической комиссией РФ.
23. Расходы на покупаемую электрическую энергию
определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего
документа.
24. В отдельную группу выделяются расходы на оплату
услуг организаций, осуществляющих регулируемую
деятельность. Расходы на оплату указанных услуг
определяются на основе тарифов, установленных регулирующими
органами, и объема оказываемых в расчетном периоде
регулирования услуг в соответствии с положениями раздела VI
настоящего документа.
25. Расходы на приобретение сырья и материалов,
используемых для производственных и хозяйственных нужд,
рассчитываются на основании цен, определяемых в
соответствии с пунктом 36 настоящего документа и
нормативами расходов, которые утверждаются соответственно
Министерством энергетики РФ и Министерством РФ по атомной
энергии.
26. При определении расходов на проведение ремонтных
работ учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на
ремонт основных средств, утверждаемые соответственно
Министерством энергетики РФ и Министерством РФ по атомной
энергии по согласованию с Федеральной энергетической
комиссией РФ;
2) цены, указанные в пункте 36 настоящего документа;
3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих
надежное и безопасное функционирование
производственно-технических объектов и предотвращение
аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
27. При определении расходов на оплату труда,
включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие
органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии
с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными
соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда
оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а
также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
28. Сумма амортизации основных средств для расчета
тарифов определяется в соответствии с нормативными
правовыми актами, регулирующими отношения в сфере
бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль
организаций сумма амортизации основных средств определяется
в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
29. В состав прочих расходов, которые учитываются в
необходимой валовой выручке, включаются:
1) расходы на оплату работ и услуг производственного
характера, выполняемых по договорам с организациями на
проведение регламентных работ (определяются в соответствии
с пунктом 36 настоящего документа);
2) расходы на оплату работ и услуг непроизводственного
характера, выполняемых по договорам с организациями,
включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной
охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных,
аудиторских и консультационных услуг и др. (определяются в
соответствии с пунктом 36 настоящего документа);
3) отчисления на формирование резервов, предназначенных
для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех
стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в
установленном порядке;
4) плата за предельно допустимые выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
5) плата за аренду имущества;
6) расходы на служебные командировки, включая
оформление виз и сборов;
7) расходы на обучение персонала;
8) расходы на страхование;
9) отчисления на проведение мероприятий по надзору и
контролю, производимые энергоснабжающими организациями по
утверждаемым в установленном порядке нормативам;
10) другие расходы, связанные с производством и (или)
реализацией продукции, определяемые в порядке,
устанавливаемом Федеральной энергетической комиссией РФ.
30. В необходимую валовую выручку включаются
внереализационные расходы, в том числе расходы по
сомнительным долгам. При этом в составе резерва по
сомнительным долгам может учитываться дебиторская
задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего
регулируемого вида деятельности. Уплата сомнительных
долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный
в тариф в предшествующий период регулирования, признается
доходом и исключается из необходимой валовой выручки в
следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на
прибыль организаций.
В состав внереализационных расходов включаются также
расходы на консервацию основных производственных средств,
используемых в регулируемых видах деятельности.
31. При отсутствии нормативов по отдельным статьям
расходов допускается использовать в расчетах экспертные
оценки, основанные на отчетных данных, представляемых
организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
32. Расходы на инвестиции в расчетном периоде
регулирования определяются на основе согласованных в
установленном порядке инвестиционных программ (проектов)
развития организаций, осуществляющих регулируемую
деятельность. Инвестиционные программы (проекты) должны
содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их
освоения, источники финансирования капитальных вложений, а
также расчет срока окупаемости капитальных вложений.
Средства на финансирование капитальных вложений,
направляемых на развитие производства, определяются с
учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных
заемных средств, а также условий их возврата.
При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы,
связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных
средств, направляемых на финансирование капитальных
вложений, начиная с момента поступления средств на
реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов
при расчете тарифов на последующие расчетные периоды
регулирования в течение всего согласованного срока
окупаемости проекта.
33. Расчетная величина дивидендов (распределяемого
дохода), учитываемая на расчетный период регулирования в
составе необходимой валовой выручки, определяется с учетом
суммы дивидендов (распределяемого дохода), заявленной
организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, на
расчетный период регулирования, и исходя из сумм фактически
выплаченных дивидендов за последние 3 года, а также с
учетом размера оставшейся после уплаты налогов и сборов
прибыли, полученной в последний отчетный период.
Платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом,
находящимся в федеральной собственности, учитываются на
расчетный период регулирования в составе необходимой
валовой выручки.
34. Экономически обоснованные расходы на уплату взносов
в уставные (складочные) капиталы и на инвестиции в ценные
бумаги организаций, осуществляющих регулируемую
деятельность, включаются в состав необходимой валовой
выручки в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
35. При расчете тарифов с использованием метода
экономически обоснованных расходов валовая прибыль должна
соответствовать экономически обоснованному уровню
доходности инвестированного капитала организаций,
осуществляющих регулируемую деятельность. Рассчитанные
таким методом тарифы не должны превышать предельных
максимальных уровней тарифов, установленных в соответствии
с пунктом 53 и подпунктом 2 пункта 63 настоящего документа.
Экономически обоснованный уровень доходности
инвестированного капитала определяется регулирующим органом
на основании прогноза уровня инфляции, принятого при
формировании федерального бюджета на очередной финансовый
год, с учетом стоимости долгосрочного заемного капитала,
сложившейся на финансовом рынке в отчетный период.
Указанный уровень доходности не должен превышать
действующую ставку рефинансирования Центрального банка РФ,
но не может быть ниже минимальной доходности облигаций
федерального займа по состоянию на 1 июля последнего
отчетного года.
Оценка величины инвестированного капитала на расчетный
период регулирования осуществляется на основе
бухгалтерского баланса организации, осуществляющей
регулируемую деятельность, на последнюю отчетную дату. При
этом учитываются решения органов управления организации,
осуществляющей регулируемую деятельность, принятые во
исполнение решений Правительства РФ и в соответствии с
законодательством РФ, ведущие к изменению величины
уставного и добавочного капитала, относимой на регулируемые
виды деятельности, в расчетный период регулирования.
Величина инвестированного капитала определяется как
сумма долей уставного и добавочного капитала, относимых на
данный вид регулируемой деятельности, и долгосрочных
обязательств (долгосрочного заемного капитала, обоснованно
относимого на данный вид регулируемой деятельности)
организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Методика расчета и определения уровня доходности
инвестированного капитала (включая особенности его
определения в переходный период реформирования
электроэнергетики) утверждается Федеральной энергетической
комиссией РФ по согласованию с Министерством экономического
развития и торговли РФ и применяется для следующих
регулируемых видов деятельности: производство
электрическойэнергии, производство тепловой энергии,
передача электрической энергии, передача тепловой энергии и
оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.
36. При определении расходов, указанных в пунктах 22 -
26 и 29 настоящего документа, регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров,
заключенных в результате проведения конкурсов, торгов,
аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих
целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и
тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в
том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются прогнозные
индексы изменения цен по отраслям промышленности.
37. Если уровень инфляции (индекс потребительских цен),
определенный в прогнозе социально-экономического развития
РФ, не превышает 12 процентов в год в расчетном периоде
регулирования, регулирующие органы вправе применять при
регулировании тарифов метод индексации тарифов (в том числе
на срок более одного года) на основе прогнозируемого уровня
инфляции (индекса потребительских цен).
Индексации подлежат ранее утвержденные предельные
(минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов и тарифы
на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих
регулируемую деятельность.
При применении указанного метода тарифы устанавливаются
в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми
Федеральной энергетической комиссией РФ, которые учитывают:
1) программы сокращения расходов организаций,
осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с
регулирующими органами;
2) изменения состава и (или) объемов финансирования
инвестиционной программы электроэнергетики;
3) отклонения фактических показателей выработки
электроэнергии на гидроэлектростанциях от прогнозных;
4) отклонения фактических цен на топливо от прогнозных;
5) отклонения фактического индекса потребительских цен
от принятого при установлении тарифов прогнозного индекса;
6) изменения нормативных правовых актов, включая
налоговое законодательство, влияющие на размеры расходов
организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Регулирующие органы ежегодно проводят анализ влияния
установленных ими тарифов на финансово-экономическое
состояние организаций, осуществляющих регулируемую
деятельность, на уровень инфляции, на
финансово-экономическое состояние потребителей продукции
(услуг) указанных организаций и на уровень жизни населения
с целью учета результатов этого анализа при установлении
тарифов на очередной расчетный период регулирования.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Понедельник, 1 марта 2004, 13:17
|