Институт независимых финансовых аналитиков в России пока не прижился. В странах с развитыми рынками люди этой профессии делятся с инвесторами идеями о том, где можно заработать деньги, а где есть риск их потерять. На их мнение ориентируются не только рядовые инвесторы, но и многочисленные паевые инвестиционные фонды (ПИФы).
Независимый аналитик Дэвид Фуллер - один из самых уважаемых в мире представителей этой профессии. По его мнению, сейчас не время инвестировать в акции, так как фондовые рынки будут стагнировать до конца десятилетия. Лучший инструмент для вложений - сырьевые товары, прежде всего металлы.
- На главной странице вашего сайта [www.fullermoney.com] я однажды обнаружил не аналитический отчет и не рекомендации по инвестициям, а призыв прийти на концерт Лондонского симфонического оркестра, играющего произведения Шостаковича и Бетховена.
- Музыка возвышает. И я люблю российскую культуру. Но вообще я стараюсь делать то, что мне интересно. Мне говорят: тебе 62 года, почему ты занимаешься инвестициями? Просто мне интересны рынки, интересно рассказывать людям, что я делаю, куда инвестирую, как, по моему мнению, будут развиваться события.
- Своим клиентам вы рекомендуете инвестировать только в те инструменты, в которые вкладываете сами?
- Я не даю рекомендаций как таковых. Я ведь не знаю, кто меня слушает и читает: молодой человек, как вы, или это пожилые люди, которые инвестируют свою пенсию, или институциональные инвесторы, которых среди моих подписчиков, наверное, около 65%. Помните старое высказывание: дайте человеку рыбу, и у него будет еда на один день, научите его пользоваться удочкой, и вы накормите его на всю жизнь? Думаю, у меня в области финансов задача образовательного характера. Я объясняю, как я работаю, на чем основан мой анализ, чтобы люди поняли его сильные и слабые стороны. Анализ - это попытка дать обоснованную гипотезу, потому что никто точно не знает, что произойдет. В этом есть своя прелесть. А любой, кто говорит, что точно знает, что произойдет, - шарлатан.
- Вы рассказываете, куда вы инвестируете?
- Да, я абсолютно точно говорю, что я делаю на рынке, что планирую сделать. Например, сейчас я начинаю постепенно выходить с фондового рынка, потому что в последние месяцы он слишком сильно вырос.
- Что вы думаете о недавних корпоративных скандалах?
- Позор. К сожалению, подобные вещи случаются очень часто. Но масштаб финансового мошенничества сильно зависит от рыночного цикла. Когда гигантский "бычий" рынок, такой как в конце 1990-х гг., оборачивается лопнувшим пузырем, вскрываются безумные злоупотребления. Их порождает именно надувание пузыря, потому что люди становятся жадными, многих привлекает возможность быстрого обогащения. Финансовая индустрия, к которой и я принадлежу, не-моральна (т. е. не моральна и не аморальна), у работающих в ней людей нет моральных критериев. Это прискорбно. Здесь нужно что-то делать, хотя изменения должны касаться не столько финансовой индустрии, сколько других областей. Я считаю, что еще в детском саду нужно проводить уроки гражданства. Учить маленьких детей быть хорошими гражданами, начиная обучение с золотого правила: поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Эти "курсы гражданства" должны быть в школьной программе, а в университете или бизнес-школе должны быть курсы этики, причем не факультативные, а обязательные. Я не хочу казаться святее папы римского - это мнение основано на здравом смысле. Финансовые злоупотребления, будь то Enron в США, Parmalat в Италии или какая-то компания в России, дорого обходятся экономике, они препятствуют прогрессу и росту. Единственный способ справиться с этим - чтобы у людей были моральные принципы.
- Финансовые скандалы подорвали доверие инвесторов, и, по мнению многих аналитиков, чтобы вернуть его, потребуются годы. Но сейчас на фондовый рынок снова пошли огромные деньги.
- Процесс коррекции может оказаться очень длительным. Долгосрочный понижательный тренд наступает, когда лопается пузырь, надувавшийся не из-за фундаментального улучшения экономической ситуации, а из-за высокой ликвидности, когда отношение капитализации к прибыли компании (p/e) резко вырастает. Так было в конце 1990-х гг., когда цены таких популярных акций, как Microsoft, Yahoo, стремились в бесконечность. Наступающая после обвала фаза "медвежьего" рынка может растянуться на целое поколение, коэффициент p/e существенно сокращается. После спада денежные власти закачивают ликвидность в финансовую систему. Рынок, перепроданный по сравнению с уровнем цен, наблюдавшихся во время надувания пузыря, восстанавливается (на это может уйти полгода-год), а затем приходит новая понижательная волна. Многие рассчитывают, что на фондовый рынок возвращается эпоха 1990-х гг. Я говорю: нет. И во время нового спада еще больше людей будут разочарованы. Прекрасный пример - Япония. Гигантский пузырь лопнул в 1989 г., потом вскрылось огромное число злоупотреблений, и на 13 - 14 лет установился "медвежий" рынок.
Когда я начал работать в финансовой индустрии в 1967 г., в США только-только закончился период "бычьего" рынка, начался спад, разразились финансовые скандалы, пусть и не в таком масштабе, как сегодня. А затем, до начала 1980-х гг., было непонятно, в каком направлении движется рынок. Индекс Dow Jones не мог подняться выше отметки 1025 пунктов и несколько раз глубоко падал, хотя иногда демонстрировал и неплохой рост. В рамках такого долгосрочного тренда коэффициент p/e сокращается, а дивидендная доходность растет.
В 1980-х гг., когда начинался последний долгосрочный "бычий" период, p/e для компаний индекса S&P 500 составлял 8 - 9, а дивидендная доходность - 6,5%. Я думаю, мы еще вернемся к этим значениям. Сегодня p/e - около 30, дивидендная доходность - 1,6%, и с исторической точки зрения эти показатели совершенно нельзя считать привлекательными. Следующая понижательная волна может начаться еще в этом году, и она точно распространится на 2005 г., когда Федеральная резервная система начнет повышать процентные ставки, а администрации США придется что-то делать с растущим бюджетным дефицитом.
- Как в это время будут вести себя развивающиеся рынки?
- Развивающиеся страны, где темпы роста экономики и рынка выше, в такие периоды демонстрируют наилучшие показатели. Это мы и наблюдаем: рынки Азии, России растут гораздо быстрее, чем S&P 500 в 2003 г. Но их нельзя считать полностью независимыми от развитых. Когда развитые рынки растут, развивающиеся демонстрируют еще больший рост. Когда фондовый рынок США [с марта 2003 г.] начал подниматься со дна, российский рынок стал стремительно расти. Но следующая волна спада в Америке может ударить и по российскому рынку - хотя бы потому, что многие американские и европейские инвесторы, видя, как падают их рынки, начнут уходить из России и Азии. Не потому, что они не верят в их перспективы, а чтобы не потерять те прибыли, что они получили в последние годы. Это классический рыночный цикл.
- Но, возможно, американские инвесторы, неся потери на своем рынке, захотят заработать на рынках развивающихся?
- С глобализацией рынков и рыночных трендов капитал может пойти куда угодно. Прилив поднимает все лодки. Сейчас все говорят: развивающиеся рынки, развивающиеся рынки. Они в последнее время показали отличные результаты - естественно, сегодня они у всех на устах. Еще год-два назад многие считали развивающиеся рынки слишком рискованными и спекулятивными. Я изучал социологию, я иногда применяю ее к рынкам. Сегодня все призывают "покупать развивающиеся рынки". Подобный консенсус мало говорит о том, что произойдет на рынках, но он хорошо отражает то, что люди уже сделали. Когда человек покупает автомобиль и он ему очень нравится, он начинает всем о нем с восторгом рассказывать. Так и с рынками. Если инвесторы идут на рынок и тот растет, то они полны энтузиазма, много о нем говорят. Такие разговоры свидетельствуют о том, что мы наблюдаем зрелую фазу циклического роста на развивающихся рынках. И чем восторженнее отзывы, тем больше это свидетельствует об объемах уже вложенных средств. Когда все говорят, что ситуация очевидна, обычно это означает, что она скоро закончится. Аналогичная ситуация с долларом. Все сегодня смотрят на доллар "по-медвежьи". Это говорит мне, что период его падения не в полной, но в значительной степени уже прошел. А три года назад, перед тем как доллар начал падать, все ждали его дальнейшего укрепления.
- Куда стоит сегодня инвестировать?
- Рынок - это выращенный человеком урожай, собирать который надо в нужное время. Поэтому я ищу рынки, которые большинство инвесторов игнорируют, пытаюсь понять, где начнется следующий долгосрочный повышательный тренд. Рыночные циклы, конечно, не повторяются в точности, но у них много общего. Поскольку на фондовом рынке, по-моему, начался затяжной "медвежий" тренд, индекс S&P 500 в этом десятилетии не побьет рекорд 2000 г. Долгосрочный же повышательный тренд начался на рынке сырьевых товаров; аналогичная ситуация была в начале 1970-х гг. - в 80-х гг., когда унция золота подорожала до $850. Одна из причин - цены на сырьевые товары несколько лет назад упали до очень низкого уровня. Золото, например, оказалось сильно недооценено по сравнению с финансовыми активами. Будут расти в цене и другие металлы. Конечно, цены не будут двигаться в одну сторону. Когда начнут повышаться процентные ставки в США и, возможно, в Китае, цены на металлы упадут, но это дно будет существенно выше того уровня, на котором они находились в 2002 - 2003 гг. В ближайшее десятилетие металлы вырастут в цене очень сильно.
- А нефть?
- Цены на нефть сложнее прогнозировать. На этом рынке есть картель [страны ОПЕК], и нефть - самый важный для мировой экономики сырьевой товар, добываемый в самых разных странах. Предложение обычно растет медленно и постепенно, а спрос сегодня растет более быстрыми темпами, чем раньше, и это очень важный показатель "бычьего" рынка. Спрос на нефть в развивающихся странах, и прежде всего Китае, по прогнозам, будет очень высок. На рынке нефти будет "бычий" рынок, но он будет менее значительным, чем на рынке металлов, ведь компаниям, добывающим, например, никель, медь, очень трудно существенно увеличить предложение. Кроме того, запасы этих металлов по сравнению с нефтью меньше.
- А России такое развитие событий на руку?
- И да и нет. Многие страны богаты природными ресурсами: ЮАР, Бразилия, Австралия, Канада. К счастью, у них есть природные богатства, но, к несчастью, они слишком от них зависят. ЮАР добывает золото, но не создает добавленной стоимости, она ничего с этим золотом не делает. Австралии понадобилось очень много времени, чтобы развить несырьевые секторы. В Канаде такие секторы практически не развиты.
Природные ресурсы приносят России огромные доходы, но снижают потребность и заинтересованность в развитии других секторов промышленности и услуг, которые могли бы в итоге привести к появлению российских транснациональных компаний. В России очень высокообразованные люди, поэтому есть творческий потенциал, но стимул невелик, потому что экономика основана на добыче природных ресурсов.
- Обречена ли Россия на такой сырьевой путь развития?
- Нет, конечно. Но для ее развития необходимы сильная воля и выдающиеся политические деятели, особенно учитывая отсутствие в России полноценной демократии. Нужен настоящий провидец, такой как Ли Кван Ю, с нуля создавший Сингапур. Сингапур, кстати, классический пример страны, все богатство которой - люди. России нужен вдохновенный экономический лидер, чтобы стимулировать развитие несырьевых отраслей.
Когда иностранные инвесторы думают, вкладывать ли деньги в Россию, они сравнивают ее с другими странами. Если у инвесторов сложится мнение, что президент Путин - не только сильный лидер, но и человек с экономическим видением, такой как [бывший премьер-министр и нынешний президент Чехии] Вацлав Клаус, если они увидят, что его долгосрочная цель - большая, а не меньшая демократизация, отношение и к нему, и к России в мировом инвестиционном сообществе будет очень положительным. И это стимулирует приток иностранных инвестиций. Но если люди решат, что Путин - сильный лидер, но заинтересован в "мягкой" диктатуре (хотя диктатуры не бывают мягкими), то инвестиции извне могут упасть. Конечно, инвестиции в Россию будут всегда, потому что она богата природными ресурсами, но их будет гораздо больше, если иностранцы будут уверены, что в России работают законы.
О КОМПАНИИ: Stockcube Research - одна из ведущих независимых аналитических компаний. Предоставляет услуги частным и институциональным инвесторам. Занимается анализом всех классов активов: акций, облигаций, паевых фондов, валют, сырьевых товаров, финансовых фьючерсов. Еженедельно публикует около 40 отчетов. В компании работает около 30 человек, оборот в 2002 г. - $3,3 млн.
БИОГРАФИЯ: Дэвид Фуллер родился в 1941 г. в Нью-Йорке, где и начал финансовую карьеру в брокерской компании Harris, Upham & Co. В конце 1960-х гг. переехал в Лондон и возглавил аналитический отдел Chart Analysis. В середине 1980-х гг. выкупил компанию. В 1999 г. в результате слияния Chart Analysis с EFM Technical Research была образована Stockcube Research, директором и глобальным аналитиком которой Фуллер сегодня и является. Он также 18 лет издает инвестиционный бюллетень Fullermoney, где анализирует ситуацию на рынках с фундаментальной экономической и технической точек зрения.
Комментарий от "Профит Хауз":
Надо уважать года и поэтому наша критика будет более мягкой к данному интервью.
Если на фондовом рынке будет кризис, то кризис будет касаться всех и во всем, в том числе и сырьевые производства. Потребители будут меньше покупать у производителей, а те в свою очередь будут покупать меньше природных ресурсов.
Мировой кризис ждем в 2009 -2010 годах, а перед этим, в ближайшее время будет серьезная и неизбежная коррекция, чтобы потом подняться к новым высотам.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 2 марта 2004, 09:38
|