Региональные облигации могут оказаться опасными для инвесторов
Бум на рынке региональных займов встревожил Standard & Poor's: агентство напоминает о череде региональных дефолтов после кризиса 1998 г. и предостерегает инвесторов от эйфории.
Российский рынок региональных и муниципальных заимствований, отмечают в исследовании эксперты Standard & Poor's, пережил глубокий спад, последовавший за финансовым кризисом 1998 г. и массовыми дефолтами региональных администраций. По данным S&P, в период с 1998 по 2001 г. по меньшей мере 57 из 89 регионов не заплатили по своим долгам. По оценкам агентства, регионы не исполнили 123 долговых обязательства на общую сумму 22 млрд руб.
Однако начиная с 2001 г. регионы начали оправляться от последствий кризиса, с тех пор публично исполнять свои обязательства отказался лишь Приморский край, не погасивший в 2001 г. выпуск облигаций на 31,5 млн руб.
А теперь на рынке региональных займов настоящий бум: только за 2003 г. объем выпущенных регионами облигаций, по данным S&P, вырос более чем вдвое до $2,2 млрд. По оценкам агентства CBonds, объем муниципальных облигаций в обращении на 1 февраля 2004 г. составлял 88,7 млрд руб. (для сравнения: объем госбумаг - 322,7 млрд руб.).
"Выходу на долговой рынок во многом способствует хорошая экономическая ситуация: заемщики имеют доступ к дешевым ресурсам, - говорит зампред Комитета финансов Санкт-Петербурга Эдуард Батанов. - А деньги для развития регионам нужны немалые". В Минфине к растущим аппетитам городов и регионов относятся спокойно. Замминистра финансов Белла Златкис неоднократно давала понять, что считает региональные и муниципальные облигации одними из самых надежных инструментов, и даже рекомендовала вкладывать в них пенсионные деньги.
Наибольшей популярностью, по словам аналитика инвестбанка "Траст" Александра Щурикова, пользуются долги Москвы и Санкт-Петербурга - крупнейших региональных заемщиков. Остальные бумаги страдают от недостатка ликвидности, отмечает гендиректор Петровского фондового дома Дмитрий Сокольский, хотя пенсионные фонды ими очень интересуются.
Тем не менее Standard & Poor's предостерегает инвесторов от эйфории и советует им быть настороже. Сейчас, отмечает аналитик S&P Евгений Коровин, подавляющая часть заимствований приходится на наиболее кредитоспособные регионы, однако с появлением на рынке менее качественных заемщиков вероятность неплатежей по обязательствам возрастает. "Активность регионов и муниципалитетов на рынке облигаций может навредить инвесторам, - добавляет он, - ведь далеко не каждый способен адекватно оценить кредитоспособность таких заемщиков". Эти опасения подтверждают и сами инвесторы. "Для качественного анализа региона у нас нет возможностей, и его кредитоспособность мы определяем на пальцах", - разводит руками топ-менеджер одной из управляющих компаний.
Есть и другие. По мнению S&P, кредитоспособность российских регионов, несмотря на некоторое улучшение их финансового положения (см. график), остается низкой. Риск, что регионы не смогут в случае необходимости рефинансировать существующие обязательства, а также валютные риски остаются значительными. Существует неопределенность с реформой системы межбюджетных отношений и местного самоуправления. Непредвиденное перераспределение налоговых доходов и финансовой помощи делают невозможным проведение долгосрочной финансовой политики, отмечают аналитики агентства.
Такие опасения вполне обоснованны, соглашаются региональные чиновники. "Невозможно сейчас до конца предвидеть результаты этой реформы, но очевидно, что в основном от нее пострадают регионы-доноры", - отмечает председатель Комитета госзаимствований Москвы Сергей Пахомов. Для некоторых субъектов эти нововведения могут обернуться ухудшением кредитоспособности, не исключает Батанов из Комитета финансов Санкт-Петербурга, но пока судить о возможном эффекте сложно. Впрочем, он предлагает не сгущать краски. Предпосылок к повторению массовых дефолтов, по мнению Батанова, нет. Он напоминает, что с 1998 г. существенно изменилось законодательство, был принят Бюджетный кодекс, где четко определено, что обязательства субъекта обеспечиваются всей его казной. Кроме того, добавляет Батанов, объемы привлекаемых регионом средств существенно ограничены. Бюджетное регулирование сейчас не позволяет регионам безответственно подходить к привлечению заемных ресурсов, поддерживает его Пахомов.
Аналитики S&P сомневаются в эффективности этих ограничений. На начало 2003 г., по мнению агентства, 41 субъект Федерации нарушал хотя бы одно из установленных Бюджетным кодексом требований. Но и повальных дефолтов в ближайшем будущем S&P тоже не ждет. "Такие выводы позволяет делать заметное повышение качества управления региональными финансами, - подчеркивает Коровин, - но единичные дефолты вполне вероятны".
Источник материала "Ведомости".
Среда, 3 марта 2004, 11:30
|