Вторник стал Судным днем корпоративной Америки. В здании федерального суда в Нью-Йорке рассматривались сразу несколько громких дел, связанных с финансовыми скандалами. Журналисты разрывались на части между залами, где на скамье подсудимых сидели руководители WorldCom, Adelphia Communications, Tyco International.
Все это проходило совсем недалеко от Уолл-стрит - символа финансовой мощи Америки, которая в последние годы стала также печальным символом масштабных финансовых злоупотреблений, которых еще не знала корпоративная история страны.
Художник Эндриа Шепард, рисующая скетчи на судебных заседаниях (фотосъемка на них в США запрещена), утром рисовала известную телеведущую Марту Стюарт. Ее обвиняли в предоставлении властям заведомо ложных сведений об операциях с акциями биотехнологической компании ImClone. Стюарт могла знать о запрете регулирующих органов на выпуск препарата, в разработку которого фирма вложила значительные средства. После объявления о запрете акции неминуемо подешевели бы - так впоследствии и произошло. Знала Стюарт о запрете или нет, но свой пакет акций она сбросила вовремя и потом всячески отрицала это. Доводы обвинения по поводу нарушения закона об инсайдерской торговле суд счел неубедительными, и присяжные пошли решать, виновна ли Стюарт в препятствовании правосудию.
А в соседнем зале мать Эндрии Шепард рисовала скетч на заседании по делу семьи Ригас, основавшей Adelphia, из которой они, по выражению одного из прокуроров, сделали дойную корову. 79-летний Джон Ригас едва сдерживал слезы, слушая обвинителя, который рассказывал, как Ригас с сыновьями на деньги компании строил поле для гольфа и оплачивал собственные расходы.
В это время этажом выше разворачивалась драма Скотта Салливана, бывшего финансового директора обанкротившегося телекоммуникационного гиганта WorldCom. Салливан приехал в суд, чтобы признать себя виновным в махинациях с бухгалтерской отчетностью, объем которых составил рекордные $11 млрд. Он извинялся за то, что предпринял "ошибочную попытку сохранить компанию, чтобы дать ей возможность пережить, как [он] тогда думал, временные финансовые трудности".
Кульминация наступила в час дня, когда к зданию суда подъехал министр юстиции США Джон Эшкрофт, с гордостью объявивший о том, что бывший гендиректор WorldCom Бернард Эбберс наконец получит обвинения в мошенничестве. Важность события, по мнению Эшкрофта, переоценить сложно. "[Американская] экономика зависит от прозрачности сделок и ответственности руководителей компаний", - убежден министр. Согласно обвинению после того, как в сентябре 2000 г. финансовые показатели WorldCom значительно ухудшились, Салливан посоветовал Эбберсу обнародовать эту информацию. Но Эбберс отказался и вместо этого приказал подчиненным отразить в отчетности "заведомо ложные сведения, чтобы ожидания инвесторов были оправданы". При этом, утверждают обвинители, и Эбберс, и Салливан прекрасно знали об истинном положении дел в компании. Художник Шепард вытащила мать с заседания по делу Ригас, и они вдвоем принялись зарисовывать участников дела WorldCom. Скоро работы у них прибавится - вчера Эбберс сдался ФБР.
Но ни мать, ни дочь Шепард не успели в зал, где прокурор Джон Москоу живописал, как генеральный и финансовый директора промышленного конгломерата Tyco Деннис Козловски и Марк Швартц "тащили деньги [из компании], как пьяные матросы с корабля". Обвинение утверждает, что они лишили компанию $600 млн, выплачивая себе огромное вознаграждение и продавая акции компании в периоды, когда делать это запрещено.
Здание суда напоминало Содом и Гоморру. В суде запрещено пользоваться средствами связи, и стол службы безопасности оказался завален более чем 250 мобильниками, пейджерами и всем, что может издавать характерный писк. Перед зданием суда, казалось, собралось все телевидение США. Для журналистов, операторов, звукоинженеров быстро организовали пункт быстрого питания, который в мгновение ока пустел, когда на лестнице кто-нибудь появлялся. Не успел оператор Грег Мур присесть на раскладной стул около фургона своей телекомпании, как зазвонил его телефон. "Еще один процесс. Господи, это похоже на шопинг ", - и он ринулся в здание суда.
Многие корреспонденты считали, что число людей на квадратный метр превысило все допустимые нормы, а полиция могла бы уже давно перекрыть движение в районе, как это было сделано в одном из соседних кварталов. Там снимали эпизод полицейского сериала "Закон и порядок". Оказалось, что многие актеры внимательно следят за судебными процессами, проходившими неподалеку. "Компании типа Enron или Tyco наносят гораздо больший ущерб, чем какой-нибудь тип, задушивший соседа за громкую музыку", - убежден исполнитель главной роли Джерри Орбах.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 4 марта 2004, 12:00
|