Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) поддержала миноритарных акционеров "АвтоВАЗа", признав, что автоконцерн нарушает права владельцев привилегированных акций. Комиссия потребовала изменить устав "АвтоВАЗа" и прописать в нем размер определения и порядок выплаты дивидендов по "префам".
Уставный капитал "АвтоВАЗа" составляет 16,06 млрд руб. и разбит на 27,19 млн обыкновенных и 4,9 млн привилегированных акций номиналом 500 руб. По данным инвесткомпании "Атон", около 53% акций "АвтоВАЗа" контролирует его менеджмент, 8% принадлежат Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия. Около 13% акций "АвтоВАЗа" обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR, 2,05% принадлежат РФФИ. Выручка "АвтоВАЗа" по IAS в 2002 г. составила 119,4 млрд руб., чистая прибыль - 1,33 млрд руб.
В 2002 г. из устава "АвтоВАЗа" исчез пункт о выплате 10% прибыли в виде дивидендов по привилегированным акциям. И хотя концерн исправно продолжал платить весьма щедрые дивиденды по "префам" (83,8 млн руб., или 12% чистой прибыли по РСБУ по итогам 2002 г.) и обещает заплатить не менее 10% чистой прибыли по итогам 2003 г., миноритариев настораживает, что в уставе компании этого пункта нет. Поэтому в конце 2002 г. владелец 4000 акций автозавода Виктор Цобенко и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (197 000 акций) подали иски в суд с требованиями признать это решение собрания акционеров недействительным. Жалобу Цобенко удовлетворили все судебные инстанции, а фонд победил в суде первой инстанции в начале года.
Но "АвтоВАЗ" до сих пор не внес изменений, поэтому в ноябре Цобенко пожаловался на концерн в ФКЦБ, попросил проверить компанию и обязать ее поправить устав.
Жалоба возымела действие. Как стало известно "Ведомостям", на этой неделе комиссия направила в адрес "АвтоВАЗа" предписание внести изменения в устав общества, признав, что он содержит в себе нарушения закона об акционерных обществах. Пресс-секретарь ФКЦБ Светлана Подгорная пояснила "Ведомостям", что комиссия нашла нарушения в уставе компании по двум пунктам: в нем не прописан порядок определения дивидендов по привилегированным акциям и отсутствует порядок подсчета голосов на собраниях акционеров по вопросам, правом голоса по которым обладают владельцы обоих типов акций. Комиссия потребовала от "АвтоВАЗа" устранить эти нарушения.
Виктор Цобенко заявил "Ведомостям", что он удовлетворен решением ФКЦБ. По его словам, его вполне устроит, если "АвтоВАЗ" внесет изменения в устав на годовом собрании. Однако, если этого не случится, миноритарий готов защищать свои права и далее. Адвокат Цобенко Валерий Шумилин заявил "Ведомостям", что в случае, если в повестке дня годового собрания акционеров "АвтоВАЗа", намеченного на 29 мая, не будет пункта о внесении изменений в устав общества в части порядка определения размера дивидендов по "префам", он будет добиваться судебного запрета на голосование по вопросу о дивидендах, как это было в прошлом году.
Представители "АвтоВАЗа" новость о предписании ФКЦБ пока не комментируют, поскольку предписание комиссии до автоконцерна пока не дошло. По словам пресс-секретаря председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Елены Черновой, повестка дня годового собрания акционеров будет определяться на заседании совета директоров "АвтоВАЗа" в конце марта, поэтому какие пункты будут в нее включены, она сказать не может. При этом в компании напомнили, что председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников обещал направить на дивиденды по "префам" 10% от чистой прибыли, которая ожидается на уровне 5 млрд руб.
Эксперты считают, что "АвтоВАЗ" предпочтет не ссориться с ФКЦБ и исполнить предписание. Партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин отмечает, что большинство компаний предпочитают с комиссией не ссориться. По словам юриста, в случае неисполнения предписания ФКЦБ может наложить на "АвтоВАЗ" штрафы или добиваться его выполнения через суд, а миноритарные акционеры - добиться запрета на голосование по вопросу о дивидендах через суд. Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова считает, что инвесторы смогут чувствовать себя увереннее, если их права на получение дивидендов будут прописаны в уставе компании. Она считает, что "АвтоВАЗ" сможет внести соответствующие поправки в устав на годовом собрании, а затем тут же утвердить размер дивидендов по привилегированным акциям. С ней соглашается Денис Нуштаев из ИК "Метрополь". Он указывает, что права акционеров будут закреплены только начиная со следующего года, а по итогам прошлого года дивиденды будут выплачиваться исходя из соображений менеджмента "АвтоВАЗа". Хотя Нуштаев уверен, что руководство автогиганта сдержит свое обещание выплатить высокие дивиденды.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 5 марта 2004, 09:50
|