В периоды роста всего фондового рынка оптимальной стратегией для частных, да и вообще для большинства инвесторов, является пассивная - "купи и держи". Чтобы в периоды роста заработать больше рынка при помощи активной стратегии, т. е. не просто придерживая акции, надо быть очень хитрым и удачливым торговцем.
Подъемы и спады настроений потребителей напоминают то, что происходит на финансовых рынках. Аналитический центр Юрия Левады (до 2003 г. - ВЦИОМ) отметил рекордный уровень индекса потребительских настроений (ИПН) за все 11 лет наблюдений. Январское значение индекса составило 100,9 пункта, при том что в ноябре было 95,4. Таким образом, впервые за все время расчета индекса количество россиян, которые позитивно оценивают свое нынешнее материальное положение и с оптимизмом смотрят в экономическое будущее страны, оказалось больше, чем пессимистов. Причин называют много - от надежд на благоприятное развитие экономики в будущем до масштабных выплат в предвыборный период и инерционности положительных ожиданий. Но положительный тренд налицо - впервые за много лет.
И в этой ситуации население так же, как и инвесторы во время подъема на рынке, предпочитает пассивную стратегию. Это видно по результатам "Единой России" на думских выборах. Преимущество президента Владимира Путина перед другими кандидатами тоже определяется пассивной стратегией, выбранной большинством. "Инвестиции" в него с точки зрения общества являются оптимальными в настоящий момент: больше выиграть трудно, а проиграть легко. В слове "пассивный" в данном случае нет ничего негативного - просто люди в кои-то веки ведут себя рационально.
У этой схемы один недостаток. Рынок и общество - все-таки разные вещи. Когда на рынке начинается спад, то инвесторы либо уходят с рынка, либо меняют стратегию - переходят к активным операциям, к недооцененным активам, защитным бумагам, к попыткам заработать на понижении.
Но если спад господствующего настроения случается в обществе, то уходить гражданам некуда. А когда все так долго руководствуются правилом "купи и держи", фокусируясь только на одной господствующей стратегии, то альтернативных просто не возникает. В политике вообще меньше альтернатив, чем в бизнесе. Если спроса на политические альтернативы нет, они не только не рождаются, но и сама среда их создания стремительно деградирует.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 5 марта 2004, 12:01
|